Всем привет! Вот все мы (и я в том числе) дождались второй моей статьи. (Хотя, что я в самом деле обольщаюсь). На этот раз я расскажу про поездку наших славных омских ориентировщиков на Чемпионат и Первенство Сибирского Федерального округа, проходившего в Алтайском крае в районе посёлка Колывань. Где-то за месяц до поездки передо мной встал вопрос, ехать на Алтай или на Чебаркульские эстафеты. Чаша весов склонилась в сторону Алтая. Ни разу там не был, да и как никак Чемпионат Сибири. Поехали мы на Алтай 20-го июня. Компания — в основном школьники и студенты. Приведу список, чтобы народ знал своих героев:

1. Терпугов Анатолий

9. Белоконенко Николай

10. Борзунова Алёна

11. Баженова Евгения

С нами также ездил Александр Валерьянович Дегтярёв и папа Полины Жуковой. Всех нас сплотил, разумеется, Вандышев Александр Кузьмич. Ну и ещё один участник поездки — это Я. 15 человек получается. Также на соревнования на машинах приехали: Шилкины, Перфильевы, Лесняки и Роксана Гилманова со своей мамой. В общем, немало народу собралось. Итак, начнём…

I. Горная Колывань.

«Горная Колывань — горно-таежный регион на территории Змеиногорского и Курьинского районов Алтайского края. Северо-западная часть Алтая — низкогорье и среднегорные хребты — издавна носит название Рудный Алтай. Большая его часть находится на территории Казахстана, относительно небольшая — на юго-западе Алтайского края. Здесь расположен один из самых интересных туристических районов Алтая — Горная Колывань.

Колыванский хребет протянулся вдоль границы Алтайского края и Казахстана. К северу и западу от хребта лежат предгорные равнины, на юге — невысокие Кипишные горы, на юго-востоке — долина реки Белой, за ней высится Тигирекский хребет. Высшая точка Колыванского хребта — гора Синюха (1210 м).

Славится Горная Колывань месторождениями поделочных камней — порфира, яшмы, кварцита. Здесь же в конце 19 века была основана Колыванская шлифовальная фабрика (ныне Колыванский камнерезный завод имени Ползунова), принадлежавшая царской казне. На фабрике изготовляли украшения (в основном из яшм) по рисункам Дж. Кваренги, А. Н. Воронихина для убранства дворцов. Вырезанная из ревневской яшмы огромная ваза экспонируется в Эрмитаже. В Колывани действует музей истории камнерезного дела на Алтае…»

(по данным всезнающего Интернета)

Добирались мы до Колывани так. Проезд на поезде до станции Поспелиха у нас занял 18 часов. В Поспелихе нас ждал автобус от организаторов соревнований, который нас довёз прямо до места стоянки. В пути нас сопровождала девушка и по совместительству лейтенант милиции. То ли мы слишком опасными оказались, то ли все остальные вокруг.

Приехали мы на место где-то в обед. Разбили лагерь и начали готовить. Народу к этому времени заехало немного. Основной народ привалил на следующий день 22-го. Некоторые приехали 23-го с утра. Нам повезло, что мы заехали пораньше. Светило солнышко. А под вечер погода испортилась, ночью пошёл дождь, и шёл он так с небольшими перерывами весь следующий день. В общем, мягко говоря капец. Весь этот день мы проторчали у костра под тентом или в палатках. Только под вечер, когда более менее прекратился дождь мы отправились на полигон, походить по поставленным судьями тренировочным КП. Моя тренировочная одежда включала в себя резиновые сапоги и дождевик. К этому меня побудило моё огромное нежелание бежать на следующий день во всем мокром. Хотя некоторые команды в этот день в обед провели нормальную беговую тренировку по полигону под дождём. Ближе к ночи дождь прекратился, но стало холодно. Во все остальные дни дождей не было. Только в первый день соревнований вечером прошёл небольшой ливень. В общем, с погодой нам, можно сказать, повезло. Только ночи были холодные, приходилось надевать на себя всё, что было, и в этом спать. Потому что куртку тёплую я с собой не взял. Кстати, это и является, по моему мнению, одной из основных причин холодных ночей на Алтае в тот период :)

Ну а теперь, я считаю, что стоит немного всё-таки рассказать о том, ради чего мы приехали на Алтай. Параллельно с Чемпионатом и Первенством Сибирского Федерального округа на Алтае проходило открытое Первенство клуба «Лабиринт» по спортивному ориентированию бегом. Народу собралось немало. Спортсмены-ориентировщики представляли на соревнованиях 3 края: Красноярский, Забайкальский и Алтайский; 5 областей: Омскую, Томскую, Новосибирскую, Иркутскую и Кемеровскую; 3 республики: Хакасию, Бурятию и Алтай.

Итак, 23-го числа июня месяца на третий день нашего пребывания на Алтае начались соревнования. Первый день — спринт. Дистанция по группе МЭ составляла 4679 м, количество КП — 15. Старт должен был быть в 11.00, но его задержали на час. Стартовал я в начале, на 5-ой минуте. Не заладился у меня бег сразу же после пункта К. Не увидел переправу через ручей, по которой проходил днём ранее, а покалено ноги не захотелось мочить, поэтому оббежал болото справа по дороге. Проиграл в расстоянии. И как следствие на первом КП меня уже догнала 6-ая минута. На втором КП мы достали 3-ю минуту. На дистанции я постоянно отклонялся от азимута, да ещё и тяжело давалось  чтение карты. Поэтому мне приходилось эти 2 минуты постоянно догонять. С 8-го на 9-ое КП мы с, догнавшей меня, 7-ой минутой убежали левее за карту:( Но зато догнали за картой 3-ю и 6-ю :). Так мы и бежали вместе до 11-го КП, на которое я решил побежать своим сугубо индивидуальным маршрутом. И, проявив свой недюжинный нонконформизм и отколовшись от нашей бодрой компании, я набегал лишних 4 с половиной минуты. Концовку я прошёл более… или менее… нормально. И как результат — 27 место из 29. Проигрыш лидеру составил 16 минут 20 секунд. Лидером в первый день был Меренцов Сергей из Красноярского края. Второе место занял Кузьмин Семен из Томской области, а третье место досталось Зыкову Василию, представлявшему Красноярский край.

24-ое число. 2-й день соревнований. Классика. Длина дистанции — 6880 м, количество КП — 18. Решил бежать аккуратнее. С пункта К первое, второе КП — чисто, по пути на 3-е КП сильно ушел вниз по склону. Добежал почти до дороги. 4,5 — по азимуту. На 6-ое решил добежать по дороге до ЛЭП, а потом двигаться по ней до КП. Добежал. Но по просеке вдоль ЛЭП решил не бежать. То ли трава высокая показалась, то ли ещё что. Побежал параллельно ЛЭП по лесу. Много останавливался. Потерял время. Да и вообще скорость бега на дистанции была невысокой. На 7-ое оббежал болото слева и чудом!!! вылез на тропинку, ведущую в гору к КП. Правда, поворота вправо я не нашёл, и продолжил двигаться дальше в гору к КП. На восьмом КП догнал Писаренко Дмитрия из Забайкальского края, стартовавшего на 2 минуты раньше меня. Скорость бега заметно увеличилась. Вдвоём веселее. 9,10,11 — чисто по азимуту. По пути на 12 КП оббежал болото справа. Дальше по дороге, на развилке — направо. На 13 разумеется по азимуту. В районе 14-го чуть не ушли вниз по склону, но вовремя опомнились. По пути на 15 КП — холодная ванна для ног в ручье. Ну и веселое финишное ускорение с 16 по 18 КП по натоптанным магистралям в траве по пояс. Долгожданный  финиш :) На сплите результат — 47:21. Судья объявляет результат: 13 место из 23 финишировавших на данный момент. В итоге так меня больше никто не обогнал — 13 место из 30. Лидеры почти не поменялись. Первое место — Меренцов Сергей, второе место — Кузьмин Семен, а третье место занял на этот раз Григоров Николай из Алтайского края. Моё отставание от лидера составило 10 минут 28 секунд.

Да! Два слова о местности соревнований. Интересная местность… :) Набор высоты на дистанции небольшой. Высоких гор нет. Очень много камней разной величины. Много болот, маленьких озёр, ручьёв. После первых двух дней соревнований ноги были мокрые и грязные :) Местность закрытая. Что касается растительности, в основном сосновый лес, но ещё и есть и берёза. Хоть на карте лес почти везде белый, проходимость средняя, просматривается плохо. Местами довольно высокая трава, подлесок, поваленные деревья. Какой-то, я бы сказал, нетронутый цивилизацией лес, дикий, отличающийся от леса на Южном Урале. Очень понравилось бегать! Все эти камни, трава, ручьи, болота. Класс!!! Большое спасибо организаторам соревнований!!!

25-ого числа, на 3-й день соревнований была двухэтапная эстафета. Поставили меня вместе с Солдановым Виктором из республики Бурятия. Хотели бежать с Колей Белоконенко, но его не разрешили перекидывать из 20-й группы в МЭ. Витя видимо не так давно начал заниматься ориентированием. II-ой взрослый разряд. Ещё его и на первый этап поставили. Наверное, переволновался. В общем, бегал он свой этап 1:17:09, а контрольное время на два этапа было 70 минут. По прошествии часа нас осталось  двое с девчонкой, кому не передали эстафету, и нам дали старт вместе со стартом «Лабиринта». Дистанцию я прошел не торопясь, спокойно, за 24 минуты 15 секунд, умудрившись совершить при этом два хороших дела — помочь найти два КП Жене Перчуну. Лидер — Меренцов Сергей — пробежал дистанцию за 19 минут ровно. Первое место в эстафете заняла команда Красноярского края, второе место — команда Алтайского края, третье место — вторая команда Красноярского края.

На этом Чемпионат и Первенство СФО для нас закончились. Итог таков. В Чемпионате общий командный результат — 8-ое место из 8, с результатом 43 очка. Могло быть и лучше, если бы команда не состояла из одного человека :) Первое место заняла команда Красноярского края, с результатом 545 очков, второе место занял Алтайский край — 468 очков, третье место — Томская область — 438 очков. В Первенстве общий командный результат лучше — 7-ое место из 11 команд, с результатом — 440 очков. Первое место заняла команда Алтайского края — 1385 очков, второе место — Красноярский край — 1182 очка,  третье место заняла республика Хакассия, с результатом 982 очка. И всё равно: мы молодцы!!!

Оставался старт многодневки «Лабиринт» в воскресенье 27-го числа. А 26-го числа в субботу у нас был день отдыха. Ожидался подъём на Синюху…

II. Синюха.

«Синюха — самая высокая гора Колыванского хребта (1210 м над уровнем моря) северо-западной части Алтайских гор.

С вершины открываются виды предгорных степей с одной стороны и тайги с другой. На вершины горы наблюдается выход гранитов, которые образуют причудливые композиции. На склонах горы растут густые леса пихты и сосны, а на самой вершине — только гранитные скалы, из-за слабой каменистой почвы, на которой плохо приживаются молодые деревья.

Подняться на нее можно по удобной пологой тропе, с вершины открывается величественная панорама. На склонах Синюхи расположено озеро Моховое, которое славится чистейшей водой. Синюха издавна почиталась православными верующими, особенно старообрядцами. Сюда поднимаются верующие, чтобы испить из святого источника и омыть лицо водой из естественных гранитных чаш, образованных на склонах и вершине горы. На вершине Синюхи установлен православный крест. От главного массива Синюхи расходится ряд невысоких отрогов, прорезанных небольшими речками. Западная оконечность хребта уходит далеко в степь небольшими увалами. Склоны хребта покрыты лесом; господствующие вершины, как правило, безлесны, с них открывается великолепный обзор на десятки километров. Издревле в Рудном Алтае добывали золото, серебро, медь. На берегу Колыванского озера было обнаружено поселение древних металлургов конца третьего — начала второго тысячелетий до нашей эры. По реке Змеевке сохранились штольни 15—16 веков до н. э.»

(по данным великого Интернета)

На завтраке Александр Кузьмич категорично заявил, что на Синюху сегодня никто не полезет, так как ночью был дождь и скалы мокрые. Ну, всё, подумал я. Так как единственным развлечением на этот день оставалась тренировочная дистанция по КП первого и третьего дня, поставленная начальниками дистанции и, как оказалось потом, ещё и лабиринт. Но Александр Кузьмич имел ввиду только школьников, поэтому быстро переодевшись, и взяв с собой халву, конфеты, и вафли, любезно предоставленные нашим тренером, мы двинулись в путь. Пешком было идти километров пять. Но, как и полагается ориентировщикам, пошли мы естественно сначала не туда. Узнав правильную дорогу вместе с другими омичами, которые отправились к Синюхе на резиновой машине Uaz Patriot, мы продолжили наш путь уже вместе в одной машине. Набилось нас туда 15 человек. Доехав до подножия и сделав снимок, характеризующий вместимость машины, мы пошли наверх.

Поднимались мы где-то час двадцать. Тропинка вела прямо до вершины. Только почти у самой вершины пришлось попрыгать немного по камням. На середине горы — источник со святой водой и с завязанными на ветвях деревьев ленточками, кусочками тряпок и верёвочками, каждая из которых — это чьё-то желание. На вершине красиво. Очень красиво. Описывать словами — смысла нет. Часть красоты передадут фотки. Но только часть. Качество не очень. Да и это всего лишь фотографии. На самой высокой скале вершины раньше стоял православный железный крест. Теперь он почему-то стоит под скалой. С другой стороны скалы ещё один православный крест, только деревянный. Кстати, Синюха — самая высокая гора, на которую я поднимался. (Ну, их в, принципе, было немного, да и высота эта конечно небольшая). В Боровом Синюха всего около 1000 метров.

Побыв на Синюхе около полутора часов и подкрепившись сухим пайком, мы побежали вниз. У источника, принеся в жертву Настину резинку для волос и загадав желания, мы с Настей завязали кусочки резинки на ветви ели. Правда, спустившись ниже, Настя вспомнила ещё об одном своём, наверное, очень важном желании, поэтому ей пришлось возвращаться, а нам её ждать. Спустившись к подножию, мы разбились на группы и стали добираться до лагеря. Саня пошёл напрямик через сопки, девчонки поехали на «Газели» (это была «Газель» велосипедистов, которые, видимо, путешествовали по Алтаю), а мы с Колей пошли по дороге в обход.  В лагере нас ждал ещё неприготовленный обед и лабиринт для всех желающих. На Алтае, кстати, лабиринт устраивают по-другому. Вечером играли в картошку с алтайцами. Отбой был запланирован пораньше, так как не успели мы оглянуться, а на следующий день уже ожидался отъезд домой…

Рано утром следующего дня мы, ещё не позавтракав, начали потихоньку собираться. После завтрака — продолжение сборов. Когда весь лагерь был собран, мы вышли к дороге, где загрузились в автобус, который нас довёз до места старта 4-го дня многодневки «Лабиринт». Старт был около полутора километров от лагеря за поселком им. 8-го Марта возле автомобильной дороги. Народу на 4-й день соревнований осталось немного. Ориентировщики поуезжали в пятницу и субботу сразу после Чемпионата и Первенства Сибири. Длина дистанции по нашей группе составляла около 4-х километров, хотя судьи представили эту дистанцию как средняя. Настроение перед стартом было отличное. Ещё вечером в субботу у меня появилось желание :) в последний день соревнований пробежать хорошо. Но как говорится, хотелось как лучше, а получилось как всегда. Сначала — короткие перегоны. К середине дистанции расстояние между КП увеличилось. На местности много камней, на которых в основном и стояли контрольные пункты. На дистанции залетал почти на каждом КП. Терял, правда, немного. В итоге, как ни странно, я занял второе место.

Финиш. Финиш последнего дня соревнований. Окончание нашего пребывания на Алтае. Все трудности остались позади. Теперь нас ждала дорога домой. Классное ощущение, хотя я знаю, что уже дома будет хотеться обратно. После финиша мы сбегали метров триста по автомобильной дороге до ручья, где можно было помыться. Потом обратно до старта. Переоделись. Поехали. Прощай Колывань! Точнее до встречи! Через часа два мы были уже в Поспелихе, где у нас оставалось ещё два с лишним часа до прибытия поезда, который повезёт нас в Омск. На вокзале Александр Кузьмич раздал нам оставшиеся у него деньги (ну не его личные, конечно, :( а те которые мы ему сдавали в конце поездки). Получилось по 320 рублей каждому. Только троим школьникам, Максиму, Диме и Толе, он дал всего по 100 рублей, как злостным нарушителям дисциплины. Остальную сумму он, конечно, вернул их родителям на вокзале в Омске. И когда последний из нас получил свою законную сумму денег, все разбрелись по магазинам. Набив пакеты продуктами, через некоторое время мы все опять собрались на вокзале. Всё. Время ожидания вышло. 3 минуты до отправления поезда. Фото на память у перрона. Мы в поезде. До встречи Поспелиха! До встречи Алтай! Мы едем домой!

Вот так вот незаметно и пролетели шесть замечательных дней, проведённых командой омских спортсменов-ориентировщиков на Алтае. Домой не хотелось, и как-то даже было грустно расставаться с озером Белым, где каждый день мы купались и стирали беговую одежду, с детским лагерем «Озеро Белое», куда мы ходили за водой, с местом нашей стоянки, с «кашей с тараканами», со «змеиным супом», с нашей дружной компанией, которая оставалась такой всю поездку, за исключением редких случаев споров на религиозные темы и отбирания кепки у Жени Перчуна, с соревнованиями и с этой обалденной Алтайской природой! Классная съездили! Спасибо Александру Кузьмичу, за то, что вытащил нас из Омска в эту замечательную поездку на Алтай!

4 комментария к сообщению: “Алтай. Горная колывань. Чемпионат и первенство СФО 2010 — Блог Данилы Третьякова”

1. Pavel:

Спасибо, Данила, тебе за очень содержательный и интересный рассказ. Читая его, чувствуешь, будто сам там тоже побывал :-)
    С таких многодневных поездок домой привозишь массу впечатлений, положительных эмоций и большую-большую капельку грусти о том, что это закончилось…
    Почаще надо всем собираться и выезжать!

2. LosssDS:

«с нашей дружной компанией, которая оставалась такой всю поездку, за исключением редких случаев споров на религиозные темы» ;-D

3. WInd:

Данил, ты молодец! Я понимаю чего стоит писать эти отчеты, но читать их просто удовольствие, особенно тем людям которые в этом участвовали. Respect ориентировщикам Омска. До встречи.
    Писаренко Дмитрий (Забайкальский край)

4. Pavel:

Данила, ждём очередной статьи!

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.