Горный Алтай 2012. Актру — блог Данилы Третьякова

Автор Pavel Опубликовано: Август - 6 - 2012

Ехать я не хотел в силу ряда причин, связанных со всякими бытовыми проблемами, но, всё-таки Галя меня уговорила, да и времени на поход ушло всего 10 дней.

23-го июня в 15:00 на Бударина нашу группу ждал автобус, на котором мы должны были доехать до Айского моста, расположенного близ населенного пункта Сузга в республике Алтай. Далее 500 км на юго-восток до деревни Курай, а там ещё 25 км до “Перевалки” на микроавтобусах. После ночёвки на “Перевалке” ещё 9 км пешком с рюкзаками до места стоянки – альплагеря “Актру”, находящегося в ущелье Актру, в котором течёт горная река Актру. Отсюда у нас были намечены 3 радиальных выхода к достопримечательностям данного района.

Итак, по намеченному плану, 24-го июня в 7 утра мы доехали до Айского моста, где сразу же пересели на 2 микроавтобуса, водители которых нас любезно угостили клубникой. Далее почти 10 часов до “Перевалки” на высокой скорости по извилистым, убегающим то вниз, то вверх дорогам Алтая через перевалы Семинский и Чике-Таман. Чем ближе к месту, тем меньше леса, выше горы. Заснеженные вершины показались примерно за 1,5 — 2 часа до прибытия на место. Микроавтобусы остановились метров за 500 до “Перевалки”, и мы после прощания с водителями, надев рюкзаки, потихоньку добрели до места, представляющего собой огороженную забором поляну, несколько домиков и аил – национальное алтайское жилище в виде домика-многогранника с конусообразной крышей. Рядом течёт горная река, которую можно преодолеть по местами развалившемуся деревянному мосту и попасть на дорогу, ведущую к альплагерю. В воздухе куча мух и оводов, поэтому надеваем штаны и кофты, хоть и не жарко. Готовим ужин, отмечаем наш первый день и предстоящую ночь в палатках на Алтае. После ужина вся группа собралась у костра на праздничный концерт) Кстати, о группе! Группа состояла из 20 человек.

9 школьников (с 7 по 11 класс):

Инна – жена руководителя;
Олег – руководитель.

Вот такой состав)))

На следующее утро, позавтракав и собрав рюкзаки, мы продолжили свой путь до альплагеря по каменистой, местами уходящей круто вверх, дороге, тянущейся вдоль реки Актру, по которой можно проехать только на УАЗе. На УАЗе мы, кстати, и проехали, точнее, наши рюкзаки и Женя, который договорился с водителем бесплатно добросить наш багаж до места, ведь водителю было всё равно по пути. Рюкзаков пять всё-таки не влезло, среди которых оказался и мой. Его я сам не отдал – мы всё-таки в походе) Пройдя больше половины пути, мы вышли на плато, по которому бежала белая Актру, а вдали виднелась гора Караташ. Её название в переводе с алтайского означает “черный камень”. Очень красивое зрелище! У начала альплагеря мы нашли Женю с нашими рюкзаками, дальше группа осталась у рюкзаков, а мы с Олегом и Женей пошли искать место для стоянки. Место Олег выбрал в конце лагеря, где заканчивается кедровый лес и начинается морена: тихо, много места под палатки (на неровной каменистой местности его довольно тяжело отыскать), и есть большой деревянный стол с лавочками и костровище. Справа от лагеря, если смотреть на Караташ, через реку находилась гора Кызыл-Таш. Её название в переводе с алтайского означает “красный камень”. Слева от места нашей стоянки тоже высились скалистые горы, усыпанные внизу курумником, так называемой каменной россыпью. Когда народ стал распаковывать вещи и разбивать лагерь, Женя вытащил из своего рюкзака большой камень (частый прикол у туристов)), который ему положили, пока мы искали место для лагеря, и который он пёр километра полтора до стоянки. Евгений был, мягко говоря, не доволен – он наши рюкзаки доставил, а мы ему булыжник в рюкзак.

Разбив лагерь, все пошли к двум памятникам, установленным неподалеку: памятнику, установленному новосибирским сноубордистам и экипажу вертолета, которые разбились 7 мая 2002 года на леднике Большой Актру и памятнику “Галине Афанасьевой и всем в горах погибшим альпинистам”. Галина Афанасьева была инструктором и тоже погибла в этих горах.

Вечером нас ждал ужин, а на следующий день у нас был запланирован поход к “Голубому озеру” – начало нашего знакомства с местными достопримечательностями.

Само ущелье Актру, где находится альплагерь, и где стояли мы, располагается в горной цепи Северо-Чуйского хребта, на высоте 2150 м. В горноледниковом бассейне Актру находятся пять ледников: Малый Актру, Большой Актру, Водопадный, Кызыл-Таш, Куркурек. Наиболее низкий из них — ледник Малый Актру. Высота конца ледника над уровнем моря 2220 м. Главный же ледник — Большой Актру, площадью в 10 кв. км расположен дальше и выше. Этот ледник делится на Правый и Левый Актру. В его массиве наблюдается максимальная на Алтае мощность льда: местами он имеет толщину около 360 м. Высшая точка района Актру — вершина Актру-Баши (4075 м). Это один из центров альпинизма на Алтае, где сосредоточены маршруты от 1-й, самой простой, до 6-й, высшей, категории сложности (спасибо интернету).

С утра во время завтрака мы познакомились с нашими соседями – бурундуками, которые иногда выскакивали на близлежащие камни, надеясь на наше угощение. Угощали мы их семечками, кашей и хлебом, овощи они есть отказывались. Близко наши гости к себе тоже не подпускали. Положим еду им на камень, отойдем, и только тогда бурундуки вылезали из укрытий и угощались, подпуская нас не ближе чем на 1,5 м. Если подходишь ближе, они снова прячутся. Также вместе с нами обитали хомяки, а один раз на кедре я заметил темно-темно коричневую белку. Хомяки жили в камнях неподалеку от нашего лагеря. Олег говорил, что в прошлом году они видели здесь иностранного фотографа, снимающего для разных зарубежных журналов о природе. Он специально ездил в это место, чтобы сделать фото местных хомяков.

На “Голубое озеро” надо было идти в сторону ледника Большой Актру. Пошли всей толпой вместе с племянником и дочкой руководителя. Из снаряжения — 3 рюкзака с бутылками воды, набранной в ручье, хлебом, рыбными консервами и конфетами. Все эти продукты составляли меню нашего обеда. Также руководитель сказал обязательно взять теплые кофты, потому что у ледника будет довольно прохладно и станет дуть. Выход был намечен в 10:00. Чем дольше мы шли и выше поднимались, всё красивее и красивее становились виды Алтая. Виднеющиеся вдали ледники, остроконечные заснеженные вершины гор, белые от горных пород реки и большое количество цветов (в том числе и эдельвейсы). Преодолев реку Актру по деревянному мосту, мы пошли по тропе, ведущей к высокогорному озеру. Лес остался сзади, начались бесконечные камни. Один из привалов сделали у заброшенного водосборника, которые часто встречаются в этих горах. Раньше и около альплагеря функционировала метеорологическая станция, которая также сейчас заброшена. Когда мы добрели к Бараньим лбам (двум большим черным скалам), любуясь по пути Малым Актру и отрогом Большого Актру, пологий подъём сменился на довольно крутой, да еще и по каменной россыпи. Преодолев подъём и пройдя немного дальше мимо небольшого озерца, мы были вознаграждены величественным видом показавшегося ледника Большой Актру. Огромный серый ледник был покрыт множеством мелких ручейков. Потоптавшись немного по снегу, мы пошли по камням близко к краю ледника. Пройдя около километра, опять подъем перпендикулярно леднику и Ура! Вот оно, “Голубое озеро”!!! Хоть и на самом деле “Голубое озеро” оказалось зеленым, это нисколько не убавило нашего восторга от такой красоты. Очень красиво! Высота 2840 м. Рядом с озером находится заброшенный домик гляциологов – ученых, изучающих ледники. После вкуснейшего обеда из консервов и хлеба народ начал укладываться загорать, хотя без футболки и штанов было довольно прохладно. Но как же побывать на “Голубом озере” и не искупаться!!! И пятеро смельчаков всё-таки решили освежиться в озере, хоть и температура воды в нём около +2 C. Озеро, кстати, довольно глубокое, около 30 м в глубину, причем глубоко сразу, так что можно было нырять практически с берега. Первой прыжки в воду открыла Лариса, потом Дима, Паша и Галя. Последним прыгал я. Ныряешь и сразу на берег. Очень холодно, но зато на берегу классные ощущения. Да и неплохо было помыться после 3-х дней похода))) Побыв еще немного на озере, обсохнув и погревшись на солнышке, мы пошли обратно. Когда спускались рядом с ледником после меня начал съезжать грунт, поэтому Вере с Андреем пришлось подняться чуть выше, чтобы пройти дальше. Немного неприятно и страшновато. На следующий день, как мы позже узнали на этом месте или рядом сошел сель. Да, как-никак это горы, всё может произойти. Также по дороге до лагеря залезли на самый большой Бараний лоб, с вершины которого открывался красивейший пейзаж Большого Актру. До лагеря добрались к 18:00. Нормальная прогулочка))) Все немного устали, но были крайне довольны увиденным, а на следующий день нас ожидали новые красоты Алтая – перевал Учитель.

На перевал пошли не все: Инна, жена руководителя, с Димой и Полиной осталась в лагере. Не пошли также Надя и Леха. Подъем на перевал не такой пологий, как на озеро, поэтому физических усилий надо было затратить больше. Выход в 11:00. Пройдя мимо домика спасателей, мы вышли на тропу к перевалу. Подъём все круче и круче, жара, подниматься тяжело. Кстати, с погодой на Алтае нам повезло. Все дни нашего пребывания в горах была ясная, жаркая погода – идеально для прогулок по горам, обзор с вершин и перевалов на многие километры. Останавливаемся отдыхать почаще, любуемся видами ущелья и гор на его противоположной стороне. После половины пути зеленый, усыпанный цветами, склон сменился на каменистый. И, потерпев ещё немного, мы оказались на перевале. Высота около 3000 м. Опять, разумеется, красота! Великолепный вид на долину, вершины гор, снежники и ледники. После обеда сникерсами и колбасой с хлебом все разбрелись поглазеть на местные виды. Чуть дальше места обеда – разрушенный домик метеорологов и заброшенный водосборник. Поднявшись на гребень, перед взором предстаёт цепь красных гор, за которыми виднеется белая вершина самой высокой горы этого района – Актру или Актру-Баши, название которой в переводе с тюркского означает “белая стоянка, стойбище”. Нашёл на гребне маленький колодец, выложенный из плоских камней. Внизу у начала гребня заметили стадо пасущихся лошадей. Очередная фотосессия, и, захватив с собой на память несколько камней с перевала, спускаемся вниз. Спуск, как и подъем, крутой, но довольно безопасный, только, когда попадаем на тропу без камней, приходится спускаться потихоньку — скользят ботинки. Почти у самого конца спуска на очередном передыхе руковод нам сказал, чтобы мы сейчас определялись, кто пойдет завтра на Купол, так как скоро должен был быть домик спасателей, где необходимо было заказать проводника на вершину. Планировалось, что пойдут пятеро: мы с Галей, Андрей с Верой и Женя. Забираться на Купол, по словам руковода, довольно долго, может местами опасно и требует немало физических сил, поэтому детей туда сразу не пустили. Женя еще на подъеме на Учителя решил, что на Купол не полезет. Подумал, что ему будет тяжеловато. Вера на спуске тоже сказала, что не будет завтра подниматься на вершину. Андрей сомневался. Оставались только мы с Галей, причем, когда почти все отказались, меня тоже стали гложить сомнения. Не найдя в домике проводников, мы пошли искать заведующую лагерем Светлану. Мы нашли заведующую вместе с проводником у столовой. Так как проводник завтра должен был вести группу в “тройку”, Светлана сказала, что сама нас поведет. Она с улыбкой на лице рассказала обо всех, по ее словам, незначительных, трудностях подъема и пообещала, что обеспечит нас лыжными палками – с ними должно было быть легче подниматься. Сомнения в подъеме у меня рассеялись сразу. Пересказав в лагере Андрею и Вере то, что нам рассказала Светлана, Андрей тоже решил идти, а через некоторое время и Вера дала свое согласие на подъем. Вечером стал дуть ветер и за горами образовались темные облака. Еще раз сходив к Светлане и поподробней все обговорив, решили, что в 6 утра встречаемся в нашем лагере и по погоде смотрим, идти или нет на Купол. После ужина Олег дал нам напутствие на следующий день, сказал, чтобы мы были осторожны, и если почувствуем опасность, несмотря ни на какие уговоры проводника, останавливались и не шли дальше, не жалея заплаченных проводнику денег. Спать легли пораньше. Заснуть сразу не получилось — легкое беспокойство перед завтрашним днем: всё-таки, кто его знает, в горах всякое случается. Как я узнал на следующий день, Андрей тоже долго не мог заснуть.

Вершина Купол или, как её еще называют, “Купол трёх озер” находится на высоте 3640 м над уровнем моря. Подъём на нее не требует специальной альпинистской подготовки, на нее можно забраться пешком. Путь на вершину сначала идет по кулуару, усыпанному камнями. Поднявшись по кулуару, оказываешься на так называемой “зелёной гостинице” – небольшом плато, покрытом зелёной травой, по которому сплошь бегут ручейки с гор. Здесь народ останавливается, чтобы отдохнуть, перевести дыхание, попить воды и продолжить подъем. Дальше необходимо подняться еще до одного плато, на котором расположен домик гляциологов. Пройдя плато, оказываешься у начала огромного снежника, площадью около 3,5 кв. км, расположенному вокруг вершины. Поднимаешься немного вдоль него по краю до узкого места на снежнике и дальше по снегу до самого верха. И вот она – долгожданная вершина Купола!

Спал я плохо. Ночью проснулся и прислушался, не идёт ли дождь. Я даже как-то про себя подумал, что лучше бы он прошёл, чтобы не лезть завтра никуда по мокрым камням. Как-то волновался я перед выходом. Проснулся в пять утра. Когда вылез из палатки, первым делом посмотрел на небо – ни облачка! Следом повылезали из палаток Андрей, Галя и Вера. Разожгли костер, вскипятили воды. Сомнения и волнения стали меня покидать. Позавтракали мы заваренными кашками быстрого приготовления, хлебом и чаем. А когда около 6 утра пришел проводник с двумя парнями, и мы узнали, что это спасатели, которые пойдут с нами, потому что они ни разу не были на Куполе и тоже захотели сходить, сомнения окончательно покинули меня. Как узнали мы позже, это были спасатели из Новосибирска и звали их Алексей и Андрей.

Подъем мы начали в 06:20. Сначала шла Светлана, затем Галя с Верой, потом мы с Андреем, а за нами уже спасатели. Проводник сразу взяла небыстрый темп, но останавливались мы гораздо реже, чем при ходьбе на “Голубое озеро” и на Учитель. Так оказалось гораздо легче идти и даже быстрее. Каменный кулуар мы прошли за 1 час 40 минут и оказались на “зелёной гостинице”. Красота! Все вокруг зеленеет, ручейки. Немного попив воды, сделав фотографии на память и отдохнув, мы продолжили свой путь. Далее подъем и путь по плату с домиком гляциолога. Так как домик находился немного в стороне, мы до него не пошли. С плато стал виден снежник. Дойдя по плато до очередного подъёма, начали подниматься вдоль снежника до того места, откуда меньше всего надо идти по снегу. И вот перед нами бесконечное, сплошь в ручьях, снежное поле, уходящее вверх! Очень круто! Очень красиво! Перед тем как начать подъем по снегу, мы надели шапки и ветровки, так как поднялся ветер, и от снега повеяло холодом. Даже руки стали немного замерзать. Вперёд и с песней! Снег в начале пути оказался подтаявшим и проваливался местами по колено. Шли по следам друг друга. Здесь я понял, как хорошо, что Женя дал мне свои трекинговые ботинки для подъема на Купол. Ботинки были выше моих кроссовок фирмы “Саломон”, в которые я бы точно снега понабрал. Да и идти по горам в треках гораздо удобнее благодаря жёсткой фиксации стопы и твёрдой, малоскользящей подошве. Дальше снег становился всё твёрже и твёрже и покрывался коркой льда. Спасатели, когда снег потвердел, надели кошки и шли в них до конца снежника. В принципе, кошки были не нужны, проводник и мы шли без них. На снегу попадались мошки, бабочки и… Божьи коровки!!! Откуда они там взялись, ведь в воздухе ни одной! Снег, кстати, местами розового цвета. После 30 — 35 минут ходьбы по белому полю показалась голая вершина. Мы почти дошли! И, вот ещё чуть-чуть, и мы на вершине Купола!!!!!!!! Ура!!!! Мы сделали это!!!!!! Время 10:25. 4 часа 5 минут пути у нас за плечами! Вершина вся покрыта торчащими острыми плоскими камнями. Ходить по ней трудно. Но зато какие открываются виды!!! Как на ладони вершины и ледники района Актру, Курайская долина, а на юге и юго-западе далёкие снежные вершины других горных цепей. Дух захватывает! Как только поднялись, Галя сразу начала писать записку с датой, временем прибытия и составом группы. После того, как записка была сочинена, мы свернули её и положили в валявшуюся на вершине бутылку без крышки, закрыв её крышкой от другой бутылки, которую мы принесли с собой. Побыв немного на вершине, проводник сказала, чтобы мы начали спускаться вниз, потому что наверху было довольно холодно и дул сильный ветер. Обедать решили где-нибудь пониже, после снега, где не будет ветра. Дофотографировавшись, мы последние с Галей, Верой и Андреем начали спуск. Где-то на середине спуска по снежнику открывается вид на все три озера, о которых говорится в названии вершины. Ближайшее к вершине озеро красивого темно-бирюзового цвета. 20 мин потребовалось Светлане, Гале, мне и Алексею спуститься по снегу. За 30 мин добрались до начала камней Вера, Андрей и Андрей. После снежника мы немного передохнули, подождав остальных, выгребли из ботинок снег и побежали дальше. Уже спустившись до плато с домиком, мы решили остановиться на обед около большого камня и ручья. Используя камень в качестве стола, мы повытаскивали на него продукты, у кого какие были с собой на перекус: рыбные консервы, сникерсы, хлеб, сало, кусочки яблок, сушки и конфеты. Запивали мы всё это, разумеется, чистейшей водой с горного ручья. Обеда лучше не придумаешь))) Кстати, есть особо не хотелось, у меня было довольно бодрое состояние и желание продолжать путь дальше. Налопавшись, желание идти дальше пропало))) Во время нескольких минут отдыха я сделал несколько снимков плато. Космическая местность. Красно-коричневое поле камней с потрясающими яркими цветами, растущими небольшими кустиками. Подкрепившись, пошли дальше вниз до “зелёной гостиницы”. Последний продолжительный передых — и вниз по кулуару. Доходим до верёвок, провешенных в самом опасном месте где-то посередине кулуара, по которым мы и поднимались наверх. Спускаемся дальше, и вот уже виднеется синяя крыша нашей столовой, изготовленная из тента. Ещё минут сорок и мы внизу! Ура! Мы сделали это! Мы побывали на Куполе! Спуск по Кулуару занял у нас те же 1 час 40 минут, что и подъём по нему. 14:40 на часах. Целых 8 часов 20 минут головокружительной красоты и небольшого экстрима! У нашего лагеря прощаемся, благодарим Светлану, Алексея и Андрея за офигенно проведенное время и идем делиться новыми впечатлениями с остальной нашей группой. Самый классный день нашего пребывания на Алтае. План похода выполнен. Ура! Ура! Ура!

Через 2 часа после обеда, на который мы как раз успели, у нас была запланирована баня. Кайф! А вечером нас ожидало живое музыкальное выступление Олега, Веры и Андрея.

Классное место Актру! Район подходит как для туристов, которые приехали сюда походить и полюбоваться красотой настоящих гор, так и для альпинистов-разрядников, предоставляя им маршруты от 1-ой до 6-ой категории сложности. А от Олега по приезду сюда мы узнали, что за несколько недель до нас здесь устраивали забег на Купол! Подробней про него нам также рассказала Светлана. Победил в нем омич с результатом в районе 1 часа 40 минут (мы за это время только до “зелёной гостиницы” дошли)). Светлана и сама участвовала в соревнованиях. Её результат 3 часа 20 минут. Поднимаясь на вершину, мы периодически встречали торчащие вверх белые палочки, обозначающие трассу подъема. Я даже не представляю, как они забегали вверх по местами шатающимся камням кулуара, да ещё с общего старта. А потом после такого забега им еще и спуститься самим обратно надо было. Жёстко. Перед Куполом, по словам Светланы, был еще забег на Учителя, но там вроде бы попроще. Мне и ребятам хватило просто пешком подняться и спуститься с Купола. Нагрузка там не такая, как 10 км бегом. Монотонный продолжительный физически тяжелый подъём и физически более легкий, но сложнее технически спуск. Неплохая для разнообразия тренировка. На подъём и спуск на вершину больше всего похож, наверное, рогейн, но, разумеется, нельзя так сравнивать две абсолютно разные нагрузки. Да, ну и конечно все физические тяготы покорителей вершин скрашивает поразительная красота гор. У туризма и альпинизма своя особенная романтика.

Утро следующего дня. Последние часы нашего пребывания в Актру. Все встали позже обычного. После завтрака собираемся не торопясь. Перед тем, как собираться, мы с Галей ещё успеваем сходить, нарвать домой бадана, немного можжевельника и пофотографироваться напоследок на фоне местных гор. Обед. Дособирание рюкзаков. Общее фото. И после крика руковода: “Под рюкзак!” — мы говорим: “До свидания, Актру”, – и отправляемся в путь обратно к перевалке. По пути заходим в столовую к Светлане, прощаемся и фотографируемся. Как только мы покинули место альплагеря, погода начала портиться, из-за гор потянулись серые тучи, а пройдя ещё с километр, начал моросить дождь, который, к счастью, тут же и закончился. А ещё через некоторое время небо стало вновь голубым, а ветер погнал тучи куда-то дальше. Чем ближе к перевалке, тем сильнее начинают опять одолевать надоедливые оводы и мухи, которых в лагере почти не было. На месте мы были уже через 3 часа. Одеваем опять штаны и кофты, разбиваем лагерь. После ужина к нам должен был приехать Сергей — водитель, который вёз нас сюда. Планировалось, что он переночует с нами, а завтра рано утром повезет нас в Сузгу к Айскому мосту, где мы должны были провести ночь в коттедже со всеми удобствами (какое счастье))) Второй водитель должен был ожидать нас рано утром чуть дальше перевалки, так как прямо до неё он доехать не смог. Олег сказал, что Сергей, когда приезжает забирать народ, обычно привозит в подарок какие-нибудь деликатесы в виде пива и еще чего-нибудь. И на этот раз водитель оправдал ожидания! Как это было круто, когда на нашем столе оказались 3 литра разливного пива, шашлыки и свежие овощи. Началось празднование окончания похода, которое закончилось сбором всех у костра. По кругу каждый рассказал свои впечатления о походе. Последнее слово осталось за Олегом, который поблагодарил всех нас за проявленное нами мужество и героизм) Далее нас ожидал живой концерт. Хорошо посидели. Душевно)

Утро. Опять сбор лагеря. Завтрак. Упаковываем рюкзаки на верхний багажник микроавтобуса и в путь. Дорога до Курая. Белоснежные вершины гор становятся все дальше и дальше от нас. Дорогу нам в разных местах перебегают бурундуки. Также нам встречаются 2 красивых журавля, которые, увидев наши машины, оторвались от земли и полетели параллельно нам, словно провожая. После минут 40 езды у нас сменились машина и водитель, с которым мы поехали уже до Сузги. К обеду мы были на Семинском перевале, где находилось множество палаток с сувенирами. Все накупили себе магнитиков, разных фигурок, путеводителей по Алтаю, алтайских трав, мёда и кедровых орехов. Когда до Сузги оставалось около часа езды, пошёл проливной дождь, соответственно, промочив все наши рюкзаки, упакованные на верхнем багажнике микроавтобуса. Дождь прекратился, когда ехать оставалось где-то минут 20, а так как водители ехали быстро, то рюкзаки успели просохнуть (в-общем, постирались) к моменту нашего прибытия к коттеджу. Коттедж оказался просторным. Расположившись и скинувшись по 50 рублей на ингредиенты для праздничного плова, который Женя любезно согласился приготовить, часть народа во главе с Женей пошла в магазин за этими самыми ингредиентами. После магазина в душ. Какое это счастье – душ! Даже не смотря на то, что мне пришлось мыться прохладной водой, потому что она не успевала нагреваться из-за большого количества желающих, но это, конечно, фигня по сравнению с водой “Голубого озера”. Кстати, расположившись в коттедже, мы сразу сварили супчик, чтобы дотянуть до плова. И когда дело дошло до его поедания, мне как-то не по себе стало обедать в доме. Это казалось как-то неудобно, неестественно, хотелось на улицу выйти. Вот она — сила похода! Вечером ели вкуснейший плов, смотрели телевизор. Релакс!

На следующее утро я, Галя, Вера и Андрей проснулись пораньше и после завтрака пошли прогуляться через Айский мост на другой берег Катуни и посмотреть окрестности. Ничего особенного мы там не нашли. Такие же, как и везде, лавки с сувенирами, киоски быстрого питания и дорогой небольшой супермаркет, в котором мало что есть. Да ещё, когда мы решили обратно переходить по Айскому мосту, с нас содрали по 10 рублей. Хотя надо было последовать примеру девчонок, которые переходя вместе с нами мост и сославшись охранникам на отсутствие денег, смело переправились на другой берег. По дороге в коттедж зашли в магазин прикупить продукты в автобус, а когда оказались в коттедже, узнали, что Женю уже увез брат, который живет в районе Горно-Алтайска, и у которого Женя остался ещё на неделю. Последние сборы, несвойственный для коттеджа крик: “Под рюкзак!”, и мы потихоньку побрели до остановки, где должны были сесть на автобус до Омска. Около 12:20 за нами приехал автобус с гидом Аней, с которой мы ехали на Алтай. Посадка в автобус. Поехали. Теперь — до свидания, Алтай! Спасибо за прекрасную погоду, удивительной красоты горы и отличное настроение, которое, надеюсь, ещё долго будет оставаться у нас после этого похода!

Автобус увозил нас всё дальше и дальше из Алтая всё ближе и ближе к дому. Приятного и немного грустного настроения дороги домой не могло даже испортить отсутствие кондиционеров в автобусе. Хотя, ближе к вечеру мы перестали нуждаться в их наличии из-за начавшей портиться погоды. На улице похолодало. Около 5:30 утра мы уже были в Омске. Выгрузившись из автобуса, все радостно разбежались по родственникам и друзьям, встречавшим народ, и, быстро попрощавшись, все начали разъезжаться по домам. Поход окончен. До следующего похода!

P. S.: Большое спасибо руководителю Олегу Антонову и нашей дружной компании за прекрасно проведённое время в походе по Горному Алтаю. До новых встреч на туристских маршрутах!!!

4 комментария к сообщению: “Горный Алтай 2012. Актру — блог Данилы Третьякова”

1. Павел Ложников:

Данил, я в восторге от твоего рассказа :)

2. Здорово читать твои впечатления и вспоминать как у нас там же на Ак-Тру проходили все эти восхождения. Мы были с Наташей там в мае 2006 года. Впечатления до сих пор свежи в памяти…

Всем рекомендую это место! Летом вообще там красота неописуемая!

3. По ссылке можно мои фотки посмотреть :)

4. Любовь:

Данила!Классно всё описал!Снова всё пережила!Спасибо тебе!Супер!

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.