Итак, зимний экстрим-поход. Начался он для нас с того, что мы решили участвовать в нём. Начали сборы как обычно с постановки целей экстрим-похода:

1. Сохранение жизни и здоровья членов команды.

2. Выспаться (Серёга был с суток, а я с Сашей из-за каждодневного гуляния по вечерам не высыпались всю неделю).

3. Получение удовольствия от нахождения в лесу, смотрение на звёздное небо.

4. Выиграть (такую цель мы тоже ставили, но она не слишком сочеталась со второй целью, так как некоторые команды не спали всю ночь или спали очень мало).

Итак, цели определены, оборудование собрано, команда в сборе, едем в Подгородку, правда, опаздываем на полчаса, так как пришлось ждать моего брата Эльдара, потому что он должен был ехать со мной, чтобы забрать машину из Подгородки. После приезда, заполнив всю необходимую документацию, начали составлять план. Примерно рассчитывали поспать с 12 до 6 часов, поэтому при средней скорости 2,5 км в час проложили маршрут, измеряя расстояние, используя курвиметр, который я заранее взял у Александра Кузьмича.

Общее фото перед стартом и в путь! Сначала все пошли одинаково, но те из туристов, кто ушёл вперёд, не смогли определить, где нужно сворачивать с просеки на кп, поэтому мы, немного опередив их, пошли вперёд, а почти все остальные пошли за нами на 2 пункт. Ещё немного шла за нами команда «Вертикаль», но на нашем 4 кп их уже не было видно, видимо они избрали другой путь.

Вначале шлось легко, пели песни, смеялись, наслаждались природой и свежим воздухом, я кончено не забывал смотреть в карту, Саша всегда оперативно записывала номера кп и время, а Серёга вовремя успевал доставать фотоаппарат. После 310 кп мы шли по чьим-то следам,  и когда шли на 301 кп, то увидели группу людей идущих навстречу. Посмотрев в бинокль, я увидел что это команда «Горизонт» возвращается с 302 кп и идёт на 303. Видимо, весь остальной путь, кроме начала, у нас с ними был одинаковый, и на остальные кп мы шли по их следам, однако на 296 кп их следы уходили слишком вправо, поэтому мы решили свернуть с их следа и идти напрямик по снегу, и как выяснилось не зря. Когда подходили к кп, мы увидели, как они уходили с него, на следующем кп мы их догнали, немного поговорили и пошли дальше уже вместе. Однако, я заметил, что Саша с Серёгой начали немного уставать, поэтому решили сделать привал раньше запланированного (а планировали мы сделать привал в конце карты Подгородки на 299 кп), на 286 кп, на месте, где мы обычно делаем лагерь, когда ходим с Александром Кузьмичом в поход. После 15 минут отдыха пошли дальше, команда «Горизонт» тем временем ушла вперёд.

Пройдя долгий путь по полю, мы встретили на отдыхе команду «Горизонт» и команду Сергея Ольшанского (к сожалению, не помню, как она называется, так как он придумал название в последний момент). Я предложил ребятам посидеть вместе с ними, но Саша с Серёгой отказались, мотивируя это тем, что мы уже делали привал, и поэтому мы пошли дальше, уже прокладывая путь для остальных команд.

Минут через 5 команда «Горизонт» и команда Сергея пошли за нами по нашим следам. На 317 кп снова пригодился бинокль; стоя на дороге можно было рассмотреть, в каком именно околке находится кп, и уже по проходящему рядом следу бурана мы пошли к нему. На следующее кп след бурана уходил левее, а дорога, по которой мы шли, уходила слишком вправо. Решили пойти по дороге, так как там меньше вероятность попадания в сугробы. Когда возвращались на дорогу с 317 кп, навстречу встретились команды, которые шли позади нас – видимо они шли быстрее чем мы, поэтому довольно быстро нас догнали, и мы увидели, что они, долго раздумывая, решили пойти по следу бурана. Дорога, по которой мы шли, начала уходить сильно правее, поэтому нам пришлось свернуть с неё и идти по снегу, хоть было и не глубоко, идти было достаточно тяжело. Другим командам повезло больше, и на следующее кп они пришли значительно раньше нас, да и Серёга с Сашей, видимо, устали и не могли идти быстро. К следующему кп команды, ушедшие вперёд, совсем скрылись из виду, и, выходя к асфальтовой дороге, мы уже шли по их следам, а перед выходом на дорогу решили сделать небольшой привал. Посидев минут 5, и немного перекусив, мы пошли по асфальту уже повеселее. Когда дошли до того места, где нам нужно было сворачивать, уже начало темнеть, и мы решили переобуться в зимние кроссовки, потому что в обычных кроссовках ноги уже промокли, а с наступлением темноты начало холодать.

Переодев кроссовки, и попив чаю с бутербродами, мы двинулись дальше, уже проходя к кп по следам впереди идущих. По пути начали думать о месте ночлега, а по карте до самой Берёзки не было хорошего леса, где можно было найти сухих дров и где была бы защита от ветра, поэтому решили идти до Берёзки и ночевать уже там, немного зайдя в лес. Когда планировали идти по карте 2-3, сначала решили брать все кп, но по ходу решили выкинуть кп №323, тем самым сократив путь и возможно был шанс встретится с другими командами, которые ушли вперёд. Пройдя путь по дорогам, любуясь звёздным небом и наслаждаясь свежим воздухом, решили сделать небольшой привал перед лесополосой. Пока отдыхали, я без рюкзака сходил разведал, с какой стороны от лесополосы нам пересекать поле. Когда вернулся, ребята сидели и отдыхали, я им сказал что сейчас нам предстоит долгий путь вдоль лесополосы, снег хоть там был и твёрдый, но иногда проваливался под ногами, что очень сильно затрудняло движение и так уже уставших ног. И вот, собравшись с силами, мы двинулись в путь. Шли друг за другом, чтобы меньше проваливаться в снегу. Хоть я и старался идти помедленнее, но Сергей с Сашей всё равно отставали, и мне приходилось их ждать, ведь всё таки когда идём вместе, идти значительно легче. Серёга с Сашей очень устали, было видно что они идут из последних сил, поэтому в конце лесополосы решили сделать привал, попить чаю с бутербродами. По пути периодически останавливались, садились на снег, потому что даже просто стоять было тяжело. Немного посидев, шли дальше, ведь пока не дойдём до места привала, хорошего отдыха не будет. И вот наконец-то дошли до конца лесополосы, выбрали место, где было меньше снега и ветра и устроили там привал. После еды я разведал территорию дальнейшего пути, оказалось, что впереди уже нигде нет хорошего наста, и поэтому предложил идти напрямую по рыхлому снегу, тем более что на другой стороне лесополосы, перпендикулярно нашему маршруту, виднелись фонарики, это видимо одна из команд шла с кп которое мы решили не брать.

Шли медленно, фонарики не включали, потому что на снегу было хорошо видно куда идти, да и режим маскировки надо было соблюдать. И вот, пройдя примерно половину пути до дороги, я наткнулся на очень большие сугробы в большой засохшей траве, где мне было по пояс, и поэтому было решено идти левее по следу бурана, где параллельно нам и чуть позади шла команда «Горизонт». Встретившись с ними, решили пройти путь до Берёзки вместе.

До дороги оставалось пройти совсем немного, но всё-таки больших сугробов избежать не удалось. То мы шли по хорошему насту, то неожиданно проваливались по пояс, после этого делали несколько шагов на четвереньках, так как из глубокого снега вылезти было сложно с рюкзаком и в уставшем состоянии. Ребята из команды «Горизонт» видимо не так сильно устали (или просто у них было больше сил), поэтому шли постоянно чуть впереди, а мы уже выбирали путь по их следам, где они меньше проваливались. Серёгу я отправил вперёд, сказал ему что бы он сильно не отставал от команды «Горизонт», а сам чуть позади помогал Сашке выбирать более «твёрдый» путь, ведь для неё передвижение по сугробам даётся очень тяжело, а было видно что сил у неё осталось очень мало. И вот, наконец-то впереди показалась долгожданная дорога, ещё чуть-чуть и мы уже стоим на твёрдой поверхности, ноги совсем не проваливаются. Какое же для всех это было облегчение, ступить на твёрдую землю и уверенно шагать вперёд.

Практически сразу, как вышли на дорогу, продолжили путь к КП. Теперь уже путь до Берёзки составлял по дороге, с которой необходимо было периодически уходить для взятия КП. Когда сворачивали к КП, рюкзаки постоянно оставляли у дороги, потом возвращались за ними. Команда «Горизонт» по-прежнему шла немного впереди, Серёга с Сашей шли уже на автомате, если бы мы присели на 10 минут, они бы уснули. Я пытался их подбодрить и отвлечь от усталости, рассказывая им что-нибудь интересное, они меня конечно же слушали, но уже не слышали.

Наконец-то мы дошли до КП в Берёзке, отметив его, ребята остались отдыхать, а я пошёл выбирать место для ночлега. Изначально я предполагал пойти в небольшой сосновый лес возле лагеря, там и ветра нету и дрова можно найти из сухих веток, которые обычно находятся внизу сосен, но было видно, что ребята уже сильно устали, а то туда нужно было идти примерно 500 метров, поэтому я решил попытать счастья и поискать место для ночлега поблизости. Выбирал место по 2 основным принципам: нет ветра и наличие сухих дров. Однако, так как на краю карты Берёзки недалеко были поля, оттуда постоянно дул ветер, да и с сухими дровами было как то не очень в берёзовом лесу. Вернувшись к ребятам, я им объяснил ситуацию, что ночью мы можем замёрзнуть от ветра, а без дров не сможем накипятить воды для ужина и завтрака, поэтому, хоть и неохотно, мы двинулись в сосновый лес, где я изначально планировал место для ночлега.

Придя на место, ребята начали расстилать коврики и спальники (а коврики расстилались не очень хорошо, из-за того что они замёрзли в свёрнутом состояний), а я тем временем подготовил место для костра и пошёл искать дрова. Найдя хворост и одну сухую сосну, которая лежала на земле, но ещё не начала гнить, я разжёг костёр и начал растапливать снег в армейском котелке Серёги. Серёга с Сашей тем временем уже залезли в спальники, Саша сидела и ждала, когда я вскипячу воды, а Серёга незаметно для себя уснул. Минут 40-50 потребовалось, чтобы вскипятить полный котелок воды, при этом нужно было постоянно ходить искать дрова по темноте, а так как конструкцию для подвешивания котелка мы не предусмотрели, приходилось ставить его либо рядом с костром, либо на более толстые ветки, и когда я искал дрова, пару раз котелок сильно наклонялся и из него выливалось немного воды. Итак, вода вскипела, чай заваривается в термокружке, заливаем уже немного остывшей водой роллтон (который так и не успевает нормально приготовится, так как вода уже не настолько горячая), Серёга спит, а мы с Сашей готовим бутерброды. Покушав недоваренный роллтон, принялись за чай с сахаром. Тут проснулся Серёга, мы сразу предложили ему чаю, потому что в течении всего перехода из Подгородки в Берёзку ему сильно хотелось пить, а снегом жажду не утолишь, хоть и с леденцами он был очень вкусным. Проснувшись, Серёга подумал что мы предлагаем ему обычную воду из растопленного снега, поэтому он был очень удивлён необычайными вкусовыми свойствами воды из растопленного снега, на вкус как чай с сахаром. Мы конечно же объяснили ему что это чай с сахаром, а не растопленный снег, который показался ему вкусным из-за того что он сильно хотел пить. Мы все вместе посмеялись, я укрыл ребят сверху одеялом, достал свой спальник и лёг рядом. Уснул почти сразу, ребята тоже сразу уснули, ночью я иногда просыпался, потому что отлёживал бок, поворачивался на спину, смотрел на звёздное небо, которое виднелось сквозь покачивающиеся сосны, вдыхал полную грудь свежего воздуха, и, думая о том, как же хорошо на природе, засыпал снова.

Проснулся где-то в 8:30 утра, Саша с Серёгой ещё спали. Решил, пока они спят, вскипятить ещё воды для того чтобы позавтракать и наполнить термос горячим чаем. Оказалось весьма трудно одевать замёрзшие кроссовки, поэтому, когда я развёл костёр, в первую очередь поставил Сашины и Серёгины кроссовки размораживаться около костра. Дрова теперь было искать проще, чем ночью, оказалось неподалёку лежала поваленная сосна, засыпанная снегом, а ветки, торчащие из её ствола были сухими и отлично годились для костра. При разжигании костра я конечно же использовал розжиг, который специально был куплен для этого похода. Итак, кроссовки разморожены, первая партия воды в котелке доходит до кипения, Саша с Серёгой разбужены и активно готовятся к завтраку, раскладывая заранее нарезанную ветчину на нарезанный хлеб. Роллтона взяли аж 8 упаковок, перед сном мы с Сашей съели только 2, а утром никто не захотел их есть, поэтому 6 упаковок мы просто несли с собой. Вторую партию воды для термоса вскипятили быстро, так как Саша с Серёгой уже помогали мне, и где то в 10 часов мы уже двинулись осваивать леса берёзки. Так как ночью многие команды не спали, или спали очень мало, то уже на все КП вели следы, поэтому дело пошло веселее и мы с песнями и хорошим настроением брали КП по запланированному маршруту. По пути 2 раза встречали команду «Вертикаль» и один раз команду идущую на лыжах, к сожалению, не помню, как она называется, но это единственная команда которая была на лыжах в этом зимнем лыжном экстрим-походе. Но, к сожалению, у них в команде не было девочки, поэтому они участвовали вне конкурса. На 120 КП нам встретилась команда, участвовавшая в мини походе, увидев как мы берём КП, они уверенно прошли мимо в сторону леса,  при этом что-то обсуждая и смотря в карту. Как потом выяснилось, шли они на 78 КП, а это ведь вообще в другую сторону от их направления и, как оказалось, 120 КП на карте у них уже не было, поэтому очень хорошо, что мы решили им помочь, спросив у них на какое КП они идут. Показав им направление на 78 КП и немного проводив, мы пошли по своему маршруту.

Привал решили сделать перед 124 КП, и вот,  мы сидим на уже сухой траве на склоне перед оврагом, на который открывается неплохой вид, а солнышко освещает нашу трапезу. После отдыха мы пошли дальше, и во время пути очень долго решали, идти или нет на два дальних КП 131 и 170. В итоге решили, что когда придём на 132 пункт, посмотрим, сколько останется времени и решим идти на дальние КП или нет. Когда дошли до 132 КП, у нас оставалось около 2 часов времени, и, сделав небольшой привал и допив остатки чая, я предложил ребятам всё-таки сходить на дальние КП, чтобы по максимуму использовать время, отведённое для похода, ведь мы пошли в этот поход не для того, чтобы побыстрее вернуться на финиш, а для того, чтобы получить как можно больше удовольствия от процесса, испытать себя, поэтому несмотря на усталость, мы двинулись дальше. Так как мы не хотели прокладывать путь по сугробам, а опыт перегона с 125 на 127 КП показал нам что по лагерям особо не походишь, мы решили выбрать обходной путь слева, тем более, что уходящая влево дорога была хорошей, а дорога вдоль леса, хоть и скорее всего была заметена, но снег там скорее всего подтаял, так как это была южная сторона. Так же была большая вероятность, что вдоль леса по полю ездили на буранах и можно было спокойно идти по их следам, тем более в нашем уставшем состояний гораздо проще было пройти больше по твёрдой поверхности, нежели меньше, но по колено в снегу.

Итак, идя по дороге с 132 КП, мы снова начали петь песни и разговаривать, и совершенно не заметили как пропустили поворот направо и ушли за карту, возвращаться назад было неохота,  и мы решили полностью обойти берёзовый лес, начало которого было на карте. Обойдя лес, оказалось что дорога всё таки занесена, но там были следы от бурана, по которым мы шли друг за другом где-то половину пути, потом, видимо из-за подтаявшего снега, мы начали проваливаться, поэтому мы свернули ближе к лесу и пошли вдоль него, по уже выступающей из-под снега земле. В этом месте проходил бугорок от канавы, которая проходит вдоль всего леса. Но, так как по этому бугорку было идти не очень удобно, мы в скором времени снова свернули на след бурана, по которому снова можно было идти не проваливаясь. Как оказалось, можно было гораздо быстрее пройти путём, по которому шёл Сергей Ольшанский со своей командой, они шли напрямую через лагерь, перелезли через забор, и пройдя совсем немного по сугробам через лес, вышли на КП. Это их следы мы видели когда подходили к 131 КП. После взятия КП, по плану мы должны были идти на 170 пункт, но, так как оставалось 30 минут времени, а шли мы медленно из-за усталости, мы решили сразу направиться на финиш. И вот, выйдя на дорогу, мы сами не заметили как уже подошли к домику, где нас ждал горячий чай, много-много минералки и каша. От каши мы отказались, так как у самих ещё остались бутерброды, а ребята из команды «Горизонт», которые пришли на финиш ещё час назад, предложили нам свои пряники и печенье. Я, конечно же, первым делом направился в командный пункт, где принялся заполнять маршрутные листы в двух экземплярах, в которых мне нужно было записать список команды с домашними адресами, а также все номера КП, на которых мы были. Пока заполнял документы, Саша принесла мне чаю, который я, немного отпив, поставил остужаться. После того, как я всё закончил, выйдя из домика, подумал о том, что неплохо было бы попить чаю, и пошёл искать свою кружку, и совсем забыл про тот чай что я оставил в домике остужаться, мне про него напомнила Саша, когда я спрашивал не видела ли она мою кружку, видимо усталость всё таки берёт своё. Мы сидели втроём, недалеко от команды «Горизонт», где у них лежали печенья, пили чай, доедали бутерброды, и наслаждаясь долгожданным отдыхом, ждали, пока за нами приедет мой брат Эльдар. А в лагере тем временем творился небольшой ажиотаж. Команда Сергея Ольшанского ещё не пришла, а до закрытия финиша оставалось 15 минут, а ведь это главный претендент на победу в соревнованиях после команды «Горизонт». Я немного заволновался и решил позвонить, не случилось ли чего. Серёга долго не брал трубку, по голосу у него был рабочий настрой, а первая фраза «чего отвлекаешь?», говорила о том что они уже недалеко от финиша, поэтому сказав, чтобы они поторопились, я положил трубку. За 7 минут до закрытия финиша команда Сергей появилась на горизонте. Как и ожидалось, они взяли больше всех КП – 92, мы взяли 65, команда «Горизонт» — 85, и, несмотря на максимальный штраф за опоздание, команда Сергея опередила их по очкам, а ведь команда «Горизонт» вполне могла взять ещё пару КП, которых им не хватило до победы, ведь они пришли за час до начала штрафного времени.

Побеждает тот, кто сделал всё, что мог, для победы, кто не поленился использовать все возможности, Сергей сделал всё что мог для победы и победил, и теперь наслаждался результатом и отдыхом, мы же сделали всё, чтобы получить максимум удовольствия от похода, это и отличное тактическое планирование пути (ведь выходя из Подгородки самыми первыми, мы собрали больше КП чем остальные команды), это и общение с природой, свежий воздух, красивейшее звёздное небо, которого не увидишь в городе, это и ночёвка в лесу под открытым небом, преодоление всех трудностей и усталости, ну и конечно же общение друг с другом. В жизни, если ты делаешь всё правильно, то у тебя хорошее настроение, если же где-то сомневаешься, делаешь ошибки, настроение становится плохим, и судя по нашему превосходному настроению, несмотря на усталость, этот поход одно из самых правильных событий из того что мы делали в своей жизни. Главное не победа, и даже не участие, а то что мы все вместе идём по жизни вперёд.

P.S. Прошу прощения за долгое написание статьи, кто её ждал, надеюсь, в ней я смог отобразить наиболее полную картину нашего похода, если есть вопросы, задавайте их в комментариях, с удовольствием отвечу, а лучше принимайте участие в этом походе на следующий год, и вы сами сможете найти ответы на все свои вопросы, ведь, пока не попробуешь, не узнаешь.

Есть 1 комментарий. к сообщению: “Я могу вечно смотреть на две вещи: на звёздное небо и на тебя — Блог Дамира Хамитова”

1. tatyana:

Хвала и слава, сильным и смелым!

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.