Работа по чтению и сличению карты с местностью начинается сразу со старта. Техни­ческая разминка проводится перед стартом. В нее входит чтение (на ходу), отработ­ка элементов «памяти» (на ходу), отработка глазомерного определения расстояния на карте и местности (на ходу), мыслительное воображение местности и т. д. Но, как правило, техниче­ской разминки не достаточно для полного «включения» в работу на дистанции. Так как все­гда существует ряд причин: местность почти незнакома, карта новая, работа по чтению должна начинаться с первых шагов старта, определения себя точкой уже на старте и т. п.

Первый момент: стартовав на дистанцию, приходишь в психологическое равновесие то­гда, когда процесс сличения карты с местностью под контролем, ты знаешь, где находишься в данный момент и видишь впереди всю перспективную ситуацию, где окажешься через не­сколько минут.

Второй момент: взятие сразу нужного темпа бега, темпа, к которому ты готов и готовил­ся, той соревновательной скорости, на которой идет оптимальное чтение и нормальное функ­ционирование организма. Без всяких всплесков скорости – бег не быстрый и не тем более не медленный. Быстрый темп – это ненужное увеличение скорости, чтение карты и осмысление данной местности естественно сразу падает. Медленный темп – пойдет чтение и контроль ситуации, но скорость не будет оптимальной, а значит, не будет высокого конечного результата в протоколе. Подбор оптимальной скорости производится на второстепенных соревно­ваниях.

По ходу бега по дистанции важен контроль темпа и чтения. Нельзя на дистанции прерывать мыслительный процессы, на простых вариантах устраивать себе как бы умственный отдых. Например, возникают такие мысли: «Сейчас я отдохну от чтения, а дальше снова начну ра­ботать». Очень ошибочное мнение. Еще один момент – слишком увлекаться на простых пере­гонах чтением и выбором следующих этапов дистанции, и как следствие, отсутствие контроля на­стоящей ситуации. Момент с темпом. Простой вариант бега и чтения – умышленное увели­чение скорости, и как следствие не свой темп, к которому не готов и далее ошибки, помарки.

Рассмотрим ряд примеров мыслительных моделей, необходимых для создания предпо­сылок безошибочной деятельности:

♦     сосредоточение: мыслительные процессы во время соревнований должны быть непре­рывными, пустых моментов в мышлении не должно быть. Необходимо все время выполнять мыслительную работу для улучшения качества прохождения дистанции и достижения наи­лучшего результата на каждом конкретном участке трассы, невзирая на утомление и другие отвлекающие факторы;

♦     «направленность наружу»: мышление и наблюдения должны быть направлены «наружу»: на местность, карту и т. д. Мысли «внутрь»: об усталости, времени прохождения дистанции, призах, занятом месте и т. д. — должны быть отброшены;

♦     расширение сферы ориентирования: мышление не должно ограничиваться своим поло­жением на местности в настоящее время, мысль должна опережать движение, поэтому мыс­ленно ориентировщик должен предвидеть свои действия там, куда он попадет в ближайшее время (например, на противоположном склоне горы, хотя его еще не видно). Соответственно, мысль также должна иногда возвращаться назад для закрепления своего положения на мест­ности, что позволяет избежать повторения ошибок;

♦     мыслительная работа на контрольном пункте: действия на КП не ограничиваются одной лишь отметкой корточки участника, это неотъемлемая составная часть непрерывного про­цесса ориентирования. Создать мыслительную модель процесса работы на КП относительно легко, так как обстоятельства определены полностью и заранее известны;

♦     мыслительная модель работы с картой: по ходу бега по дистанции перекладывание карты в нужное, удобное для чтения положение и в то же время не влияющее на мыслительную ра­боту. Работа по перекладыванию карты по ходу дистанции должна проходить, как правило, на линейных ориентирах (дорога, просека, хорошо читаемые рельефные ориентиры, четкие кромки и т. д.) и, главное, четкость в работе с картой – мыслительная модель и практическая работа должна быть отработана на тренировочных дистанциях и второстепенных соревнова­ниях.

Создавая свои личные мыслительные модели для различных обстоятельств, спортсмен в конечном итоге приходит к тому, что они объединяются в целостную модель соревнователь­ной деятельности, которая может быть эффективна, применена в любых обстоятельствах и позволяет действовать сообразно с ними.

А. В. Морозов

Источник: http://www.luganskorient.narod.ru/orient/MuslDeytSorev.htm

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.