Как (не) надо ставить дистанции

Автор Pavel Опубликовано: Апрель - 25 - 2012

Материал для всех, кто хочет поставить хорошую дистанцию.

Слишком серьёзным просьба это не читать… :-D

Моя сегодняшняя тема – планирование дистанции, в чём я наиболее известен как организатор сибирских соревнований. Свои «самые известные» дистанции я спланировал на чемпионате Западной Сибири в 1976 году и на закрытом чемпионате Кавказа на длинных дистанциях в 1978. Основываясь на накопленном опыте, хотелось бы дать сегодня несколько ценных советов.

Друзья!

Трудную дистанцию спланировать сложно, а лёгкую – просто. Легкую дистанцию может спланировать любой ребенок! Всё что нужно для этого – «развесить» пункты на направляющие ориентиры, вдоль которых и должны передвигаться спортсмены. Примерами таких ориентиров могут быть автобаны, береговые линии, «высоковольтки», высокие ограды или железные дороги.

Ставьте пункты прямо на перекрестках или других выделяющихся ориентирах, и вы получите отличную детскую дистанцию (карта 1)!

Карта 1 - Пример детской дистанции.

Значительно сложнее спланировать элитную дистанцию (карта 2). Наша задача, как планировщиков, используя тяжелые, крутые, «зелёные», техничные участки, сделать по возможности настолько «жёсткую» дистанцию, чтобы самый лучший элитный спортсмен находился на пределе своих физических и мыслительных способностей.

Конечно, это сложная, но и самая вдохновляющая задача в нашей работе. Непередаваемо фантастическое наслаждение для планировщика – наблюдать, как совершенно измождённые тела тащатся на финиш, свистящее дыхание прерывается изнурёнными стонами, и врачи «скорой» ломают голову над тем, как вернуть к жизни всего лишь несколько часов назад таких энергичных и уверенных в себе спортсменов. Если я вижу такое и знаю, что всё это – МОЯ работа, я просто безгранично горд и доволен собой и тем, что я достиг своей цели, а значит, трудился не напрасно.

Но, чтобы достичь такого результата, нужно неукоснительно соблюдать несколько очень важных правил:

  1. Карту нужно исказить во всех существенных точках, да и вообще сделать ее не «бьющей» в целом. Если карта соответствует местности, то при нынешнем уровне подготовленности элитных спортсменов практически запрограммировано, что соревнования будут для них интересны примерно так же, как если бы они «нарезали» пару кругов по стадиону.
  2. Желательно чтобы расстояние от центра соревнований до старта было не менее 6,5 км. При этом в информации сообщите, что оно составляет метров 600 или около того, чтобы по пути на старт спортсмены сразу начинали добросовестную разминку.
  3. Откажитесь от пунктов питания. Они призваны освежать спортсменов. А это противоречит целям и смыслу настоящего элитного ориентирования. Однако, пожалуй, стоит нанести их на карту. Не стоит недооценивать психологический удар по бегуну, прибывшему в нужную точку и ничего там не нашедшему.
  4. Чтобы минимизировать риск, поскольку многие спортсмены всё же подготовлены очень хорошо, сделайте дистанцию как минимум в полтора раза длиннее, чем указано в информации. Простой и надежный трюк: на карте напечатано, что ее масштаб 1:10000, а на самом деле он 1:15000.
  5. Придерживайтесь известного правила, что «возможно наибольшая часть дистанции должна проходить по непроходимой и труднопроходимой «зеленке». Для многих это само собой разумеется, однако напомним об этом здесь еще раз.
  6. Если карта недостаточно «зелёная», то можно использовать другие вполне подходящие территории, например:
    • болота, особенно весной, когда они особенно мокрые и засасывают;
    • озера и речки, особенно когда они покрыты тонкой и обманчивой ледяной пленкой. Рекомендуется устраивать такие «переходы» возле «смотровых» пунктов, чтобы обеспечить зрителей великолепными эффектами зловеще занимательного зрелища.
    • скалистые участки, автоматически ведущие к переломам ног и прочим травмам и, при этом, великолепно отсеивающие затесавшихся в элиту «зелёных» новичков;
    • длинные и труднопробегаемые, по возможности покруче подъемы с плотной растительностью, а также опасные скальные стенки, которые невозможно увидеть сверху; пригодятся и заборы из колючей проволоки.
  7. Неплохо также поставить пункт на конце дороги в крутую гору, в которую нужно сначала напряженно карабкаться на «четырех точках», а затем по тому же самому месту спускаться на «пятой».
  8. Наконец, можно спланировать перегон через оживленную шоссейку, при этом желательно подобрать участок возле крутого поворота.
Карта 2 - Пример элитной дистанции.

К сожалению, знаки КП слишком большие и хорошо заметны, поэтому планировщику приходится умным выбором мест постановки влиять на возможность «взятия» пунктов. Расположите КП среди невнятных вспомогательных горизонталей, либо используйте участки с множеством камней или ям, лишь немногие из которых нанесены на карту и т. д.

Но лучше всего помогает моё основное правило: призма КП должна быть спрятана так, чтобы ее невозможно было увидеть с расстояния более 1,5 метра. Используйте низко висящие ветви деревьев, большие камни, небольшие ямки. Если иначе никак не получается замаскировать КП, используйте последнее средство – закопайте его в землю.

Впрочем, для полной уверенности неплохо будет отправить на дистанцию несколько контрольных участников, которые должны проверить, что действительно все пункты стоят неправильно, номера на них перепутаны и при этом написаны неразборчиво.

Ну вот, теперь вы знаете, как спланировать настоящую элитную дистанцию и на что нужно обращать внимание, чтобы подготовить хорошие соревнования. Помните, что если после возвращения с мужской дистанции хотя бы один спортсмен не произнес ничего трехэтажного, значит дистанция «не состоялась», и нужно тщательно проанализировать свои ошибки, чтобы больше такого не повторялось.

Успехов вам планировщики! И знайте, что соревнования удались только тогда, когда по крайней мере половина участников не смогла найти все пункты!

Сердечный спортивный привет!

Пусть живёт и процветает ориентирование!

Вольный перевод с немецкого, впрочем с полным сохранением
стиля документа и минимумом отсебятины Федора Полекшанова
01.04.2004

взято с сайта http://obelarus.net/

Написать комментарий

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.