Всем привет! Вот уже год я ничего не писал в свой блог. Полгода назад у меня появилась идея, о чем написать, и вот статья готова)) Хочу рассказать о зимнем походе в Восточные Саяны. Хотя эта тема далека от ориентирования, но все же ориентирование и туризм тесно связаны между собой, да и просто хочется рассказать о своих ощущениях и о новых местах.

Итак, начнем.

1-го марта 2011 года, в первый день весны, мы выдвинулись в поход. Группа — 13 человек))), из них 3 девушки. Наш руководитель уже много раз водил в это место группы. Мерзнуть нам пришлось на 200 км юго-западнее г. Слюдянка (южная точка Байкала) в районе Тункинских гольцов.

1 марта. Выезд из Омска.

3 марта. Прибытие в город Слюдянка. На вокзале заказали микроавтобус. Загрузились туда по полной: рюкзаки на крышу, сами внутрь. Поехали. Преодолев около 200 км, оказались в республики Бурятия в поселке Нилова Пустынь. Микроавтобус нас довез чуть дальше до сухой речки. Высота 900 м над уровнем моря. Там под деревянным навесом мы переоделись в ходовую одежду, оставили так называемые «закладки» (что не пригодиться в походе: одежда в поезд и др.) и двинулись в путь. Идти тяжело из-за рюкзака. Плечи отваливаются. Еще когда дома, надев рюкзак и донеся его до остановки, я с трудом представлял то, как я с ним весь поход пройду. У меня уже тогда спину заломило. Шли 30 минут, затем отдых 15 минут, но это только сначала, потом шли по часу, а иногда и больше… гораздо. Дошли до навеса.

Высота 1100 м. Разбили лагерь, приготовили ужин. Плеснули символически спирта горным духам в костер и попросили о хорошей погоде в походе. Кстати, с погодой нам реально повезло, спасибо горным духам! Не было ни сильного ветра, ни мороза днем, ни снегопада. Перед сном песни под гитару у костра. В следующий раз гитару мы достали только на источниках. На морозе играть как-то проблематично.

Первая ночь в палатке. В обычной палатке) Впятером. Ночью -30. Прохладненько)  Каждую ночь надевал все, что было, на себя. Куртку в спальник. На ногах чехлы от рыбацких бахил (чуней). В них ногам было тепло. Ночью много у кого мерзли ноги. За ночь палатка покрывается инеем. С утра, если чуть задеть палатку,  на тебя идет снег))

4 марта. Слава богу, выжили после первой ночи все. Собрались, позавтракали, пошли. Подъем продолжается. Обед у так называемой развилки. В этом месте сходятся две туристских тропы. Одна идет к перевалу Хубыты, вторая к перевалу Шумак, по которой мы и пошли. Обед все ходовые дни являлся у нас, по сути, обычным перекусом, так как время на разведение костра тратить не хотелось, да и на нашем пути не везде были деревья. Кусочек мороженой колбасы (не знал, что колбаса может быть такой невкусной), сало, деревянные сухари и ореховая смесь — меню нашего обеденного перерыва. Ореховой смеси у нас было 4,5 кг, которые я с удовольствием согласился нести. Впоследствии я об этом пожалел. Орехов у меня убавлялось грамм по 200-300 каждый день, и нес я их на протяжении всего похода (они еще и остались к концу похода), когда другие могли скинуть еду за несколько ужинов или завтраков.

Пообедав, снова в путь. К концу ходового дня погода испортилась, пошел снег. Организовали небольшой перекус, после которого поднялись к границе леса, где была у нас вторая стоянка. Устали порядочно. А после того, как мы с Пашей спустились к реке за водой, которой там не нашли)), и, надолбив льда, поднялись к лагерю, усталости еще прибавилось. И на фоне всей этой усталости или по другим причинам ночью у меня в палатке случился приступ клаустрофобии. Никогда такого не было. Но в палатке, хочу сказать, я себя чувствовал,  мягко говоря, неуютно. Слава Богу, что все прошло минут через десять, после того как девчонки, узнав, что мне нехорошо, подняли ор, дали мне таблетку валидола (сильно билось сердце), а Олег посоветовал вытащить руки из спальника)) Спасибо всем))

5 марта. На утро остался осадок после такой веселой ночки, который растворился где-то к середине дня. Позавтракали и снова в путь. Спустились к реке Ехе-гер. На реке красивый ледяной десятиметровый водопад. На Саянах зимой маршруты в основном проходят по замерзшим рекам. Красота неописуемая. Каньоны, замерзшие водопады. Летом такой красоты видишь меньше, так как идешь в основном по лесу.

Надев кошки, которые подготовили прошлым вечером, «поплыли» вверх по реке. День оказался не из простых. Вообще этот и следующий день были самыми тяжелыми в походе, как для меня, так и я думаю, для большей части группы тоже. Второй «передых» устроили после того, как Галя подвернула ногу. Поверх льда к этому времени начала бежать вода. На привале все сразу кинулись за кружками, зубными щетками и зубной пастой) С чистыми зубами, а Галя еще и с перевязанной эластичным бинтом ногой, двинулись дальше. Когда до обеда оставалось совсем чуть-чуть, Галя еще раз подвернула эту же самую ногу. Донеся Галин рюкзак до места привала и немного его разгрузив, перекусили, попили воды ,отдохнули и двинулись дальше. Часа через полтора оказались у истока реки. Сняв кошки, продолжили подъем. После сорока минут хода — привал, на котором народ топлес сделал групповую фотку. Хотя температура была градусов 15 ниже нуля, холодно не было. Грело неплохо солнце, да и мы еще не успели остыть после ходьбы.

Оделись и снова в путь. Сделав два тяжелых подъема, добрались до места стоянки, которое находилось на плато под перевалом Шумак. Высота 2400 м. Если вчера вечером мы устали, то по сравнению с теперешним состоянием усталости мы оказывается вчера не знали. Разбили лагерь. Вокруг ни одного деревца. Кипятить воду стали на горелке в палатке. После нескольких минут кипячения воды,  огонек в палатке заметно увеличился, и стали слышны крики кипятильщиков. Загорелась горелка. Слава Богу, успели быстро выкинуть ее из палатки. Далее кипячение продолжалось на улице, и после того, как горелка вспыхнула еще раз, решили не рисковать и довольствоваться недокипяченным чаем. Добавили туда глюкозы и Сагандали (по научному Рододендрон Адамса) — травы, которая растет на Саянах (может быть и еще где-то) на высоте более 2000 м и обладает характерным запахом и тонизирующим действием. Раздали всем по кусочку колбасы, сала, сыра и конфетке из халвы. Есть вообще не хотелось. Меня и Галю видимо от усталости еще и тошнило. Хотелось только пить, поэтому чай был на вес золота. После так называемого ужина часов в 9, когда уже стемнело, все начали укладываться спать. Температура опустилась ниже -25 градусов, дул ветер. Чтобы согреть ноги собрали последние силы и бегали вокруг палаток. Из-за усталости и холода сна у меня как такого не получилось. Всю ночь провалялся в каком-то полубредовом состоянии.

6 марта. Знаковый день. Должны взять первый перевал. С утра спасала от холода мысль о том, что сегодня мы должны добраться до источников. Там тепло, там домик, а в домике печка))) В 6 утра подъем, сборы, никакого завтрака. 7 утра — выход. Рюкзак еле надел, тяжело поднимать и забрасывать на плечи. Подниматься мягко говоря нелегко, но… наверх и только наверх. И вот через полтора часа мы на вершине перевала!!!!!!!!! Высота 2900 м. Урааааааааа!!!! Мы это сделали!!!! Хотя радость там ощущалась конечно не так. По-моему, она там вообще не ощущалась. Холодно, ветер, усталость и надо скорее спускаться вниз. Спускались сначала по веревке, на сколько ее хватало, дальше пешком. И скажу честно, самыми тяжелыми для меня оказались часы спуска до реки Шумак. Это было тяжело, как и в физическом, так и в психологическом плане. Во-первых, спускаться пришлось по твердому скользкому насту, который не всегда получалось продолбить ногами. Немного страшновато. Хотя особо ты никуда не улетишь. Во-вторых, сказывалась накопившаяся усталость и то, что мы не позавтракали, а перед этим еще и нормально не поужинали. В-третьих, опять же таки этот неподъемный рюкзак, который почему-то с каждым днем похода становился не легче, а все тяжелее. Немного спустившись, на первом перекусе я ел только ореховую смесь и конфеты со снегом. Сухари грызть не было сил, а от сала меня вообще чуть не выворотило. Есть в принципе особо не хотелось, хотелось сильно пить. После спуска к небольшому озеру, надели наконец-то лыжи. Надевали мы их первый раз выше, но потом почти сразу сняли, так как спуск оказался слишком крутым. На лыжах по озеру до истока реки Шумак. А  дальше — веселуха))))!!!! Спуск на лыжах по узкой речке. Вообще на лыжах с рюкзаком идти легче (если ты не топчешь лыжню первый), а спускаться, разумеется, еще легче. Только нужно следить за скоростью. Чем выше скорость, тем меньше ты можешь контролировать лыжи, а с рюкзаком это вообще тяжело. Да и упасть можно больно, а подниматься — это большая потеря времени. Необходимо снять рюкзак, встать опять на лыжи и надеть рюкзак снова. Упал я два раза)) Спустившись вниз, к восьмидесятиметровому водопаду, встретил ребят, которые убежали вперед. Посмотрев друг на друга с Катей, мы одновременно сказали, что на…фиг нам больше такие зимние походы))) Ребята здесь были уже давно, поэтому пошли дальше, а я подождал остальных и напился наконец-то воды. Это реально прибавило сил. Есть не хотелось, а вот пить хотелось с самого утра. Далее с остальными, сняв лыжи, продолжили спуск пешком по лесу. Через час мы уже были на реке, где давно ждали нас остальные. Первые, ждали нас, оказывается, уже часа 3. Узнав, что дальше нужно идти на кошках по реке, моей радости не было предела. Оказывается, что тот отрезок пути по лесу, который мы должны были ехать на лыжах, демонстрируя чудеса слалома между деревьев, мы благополучно преодолели пешком. Без обеденного перекуса, так как мы могли не успеть до темноты дойти до домиков, мы пошли дальше. Открылось второе дыхание и можно сказать мы не пошли, а побежали. Часа через 3 все-таки мы с Галей и Алексеем надели лыжи и так продолжили путь до источников. Успели как раз до темноты.

Наконец-то дошли до домиков. Заняли один большой домик с печкой — тогда для нас пятизвездочный отель!!! Расположились, развесили вещи сушиться, приготовили ужин, поели (абсолютное счастье), приняли радоновые ванны и начали отмечать нашу общую и каждый свою личную (кто над самим собой, кто над погодными условиями) победу.

7 марта. Проснулись. Класс!!! Тепло, на тебя не сыпется иней с палатки, идти никуда не надо!!!))) Весь этот день мы с Галей должны были дежурить. Можно сказать нам повезло. Это гораздо легче, чем дежурить в ходовой день. В этот день нас ожидали минеральные источники и радоновые ванны.

«Долина реки Шумак с давних пор считалась у буддистов священным местом, куда жители Прибайкалья приходили, чтобы обрести телесное и душевное здоровье. «Уникальные по своей целебной силе» — так говорят о минеральных и радоновых источниках Шумакской долины. Их здесь более ста. Ежегодно поправить здоровье сюда приезжают сотни туристов со всего мира. Это место, наверное, особенное. Здесь как нигде сохранились еще участки первозданности, уникальности и красоты.

Долина Шумакских источников расположена высоко в горах Восточного Саяна, спрятавшись среди ущелий и голубых водопадов (на высоте 1558 м). Административно эта территория относится к Окинскому району республики Бурятия, «жемчужине Сибири» или «Малому Тибету», как еще называют этот край.

Это место уникально своей флорой: здесь много редких для Прибайкалья растений. Например, тайник овальный, гроздовик вергинский, голубая ель. Здесь же единственное место в Саянах, где на полянах растет земляника. Растительность здешних мест — кедрово-лиственная тайга с примесью ели, березы, сосны, осины. Граница леса на высоте 1800-1900 м. Выше расположен высокогорный тундровый пояс с участками альпийских лугов. Еще выше — мхи, камни. Животный мир, характерный для Восточной Сибири, бурундуки, медведи, пищухи, рыси и др. Климат континентальный,  количество осадков 500 мм, мощность снежного покрова средняя.

«Шумак» известен своими целебными минеральными водами как один из самых молодых и труднодоступных источников на планете. О силе целебной воды Шумака сложено немало легенд. Для изучения качества воды «Шумакского» типа было организовано три научные экспедиции, в том числе и международная (1999 г.). По результатам исследований было выяснено, что на относительно небольшой территории вдоль реки Шумак, в месте слияния правого и левого русла, в малой отдаленности друг от друга расположено более 100 источников минеральной воды самого разного свойства, выходы радоновой воды и лечебные грязи. Свежий горный воздух, альпийский ландшафт и «особая» энергетика этого места помогает восстановить здоровье людей и набраться жизненных сил.»

Радоновая ванна находилась на нашей стороне реки в деревянном домике. Вода довольно прохладная. Находиться в такой ванне можно не более15 минут. Для контроля в домике с ванной — маленькие песочные часы. Также на нашей стороне был «Глазной источник» и Датсан (буддийская церковь).  Датсан представлял собой небольшой домик, внутри которого подобие некоего алтаря. Весь домик увешан многочисленными игрушками, поделками, ленточками, множество надписей на стенах, которые выражают благодарность Шумаку. В Датсане люди оставляют бумажки со своими сокровенными желаниями, завязывают ленточки, также загадав желание. Еще считается, что, загадав желание, нужно обойти три раза Датсан и оно сбудется. Вообще большое количество деревьев  на шумакских источниках увешаны ленточками, а на самих источниках множество игрушек и поделок, которые люди оставляют, и за каждой игрушкой чье-то сокровенное желание.

Весь день 7 марта мы только ели, пили и спали, восстанавливая свои силы.

8 марта. Международный женский день) Народ решил пойти в радиалку до еще одного святого бурятского места на реке Шумак. А я, Галя, Алексей и Игорь решили  никуда не ходить. Кто мозоли лечил, а кто просто захотел побатониться. И сценарий вчерашнего дня для нас повторился. Опять мы ели, пили и спали. Вечером руководы сделали плов (ммм…) в честь 8 марта и вся многочисленная мужская часть команды поздравляла немногочисленную женскую часть команды с праздником. Пели песни и веселились

9 марта. Какое счастье! Посчитав, что у нас получается день в запасе, мы решили еще остаться на источниках один день, и к нашей превеликой радости сценарий вчерашнего и позавчерашнего дня для нас опять повторился!!!)))

10 марта. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и закончилось наше пребывание на Шумакских источниках. Нам предстоял путь дальше. С утра, собравшись, сделав групповое фото, а кто еще и оббежав три раза вокруг Датсана, мы двинулись  в путь на лыжах по льду реки Шумак. Дойдя до места, где в Шумак впадает еще одна река Нарин-Гол, повернули и пошли по ней. Ближе к вечеру дошли до границы леса, откуда оставалось 2 часа хода до некатегорийного перевела Обзорный (высота 2000 м). Встали на ночлег. У Паши видимо остались еще силы, и он попытался покататься на лыжах с ближайших горок. Но у него ничего получилось. Снег оказался слишком рыхлый. Вечером мы поужинали  и легли спать.

11 марта. Дальше в путь. После 2 часов забрались на перевал Обзорный. Перевал дался легко. Высота небольшая, да и я после источников как-то психологически приготовился к последующему пути. Перед источниками я все ждал трудностей, бежал впереди, думал, что физической подготовки мне заглаза хватит и будет легко. Физической подготовки мне хватило, но неподъемный рюкзак и погодные условия сыграли свое дело. Теперь я как-то настроился, и весь последующий путь вплоть до цивилизации мне дался гораздо легче.

После того как все сфотографировались и передохнули, начали спускаться на лужах вниз. Кстати на лужах, в отличие от прошлого нелегкого опыта, мне даже понравилось спускаться, да и спуск оказался не таким крутым. Спустились до реки Яман-Гол. Там мы перекусили и пошли дальше по реке на кошках. Группа как всегда начала растягиваться, а сильнее всех отстали Вера и Андрей. На одном из передыхов, дождавшись их, мы узнали, что у Андрея сломались кошки. Он пробовал починить их, но на долго кошек не хватило. Сказав им пару десятков ласковых, он все-таки снял их и поехал дальше на лыжах, благо позволяла река, иногда заснеженная, и не с такими крутыми спусками. Через некоторое время и я в полной мере почувствовал себя в шкуре Андрея. У меня пополам сломалась кошка, видимо потому, что я её плохо примотал к бахилам. Перевязав кошку веревкой, я пошёл дальше. Так как местами сверху по льду бежала вода, веревка намокла и застыла, образовав прочную конструкцию. Этого мне хватило дойти до того места, откуда дальше, сняв кошки, мы поехали на лыжах.

На передыхе нас уже порядочно ждали. Когда мы приехали, зашел разговор о бани, в которую народ собирался пойти в день приезда домой. Чем больше идешь, тем больше думаешь о доме))) Через час мы добрались до очередного места нашей стоянки.

Место это было на берегу реки Яман-Гол. В этом месте река была незамерзшая. Недалеко от стоянки находился минеральный источник и дерево с завязанными на нём ленточками. В этом месте вода в реке, наверное, была с какими-то минеральными примесями, потому что на берегу попадались растворенные наполовину камни. Было тепло, около -2 градусов вечером. Многие развесили сушиться спальники. Пока ждали ужина, завязался разговор о том, как каждый будет отъедаться и морально отдыхать после похода. А Олег, брат руковода, сказал, что ему отъедаться и морально отдыхать после похода не надо, что питание у нас такое, что можно потолстеть, и что именно здесь он отдыхает. Тогда его словами я особо не проникся, все-таки хотелось домой, поесть где-нибудь в Ростиксе, сходить в кино и полопать там попкорн, запивая его Пепси-Колой. Но сейчас, чем больше и больше времени проходит со времени нашего похода, я его понимаю все лучше и лучше.

На ужин была картошечка – пюре, да еще и с тушеночкой!!! Это как-то разнообразило наше меню, потому что часто на завтрак или ужин коронным блюдом у нас являлся суп под названием бурдамашка (понятия не имею, почему такое название). Суп состоял из вермишели колбасы, сыра, бульонных кубиков и, наверное, еще из чего-то))) и всем очень нравился.

Во время приготовления пюре, зашла дискуссия о том, как его приготовить. То ли все вместе в одном котле, то ли просто вскипятить воду, и каждый сам себе приготовит картошку (у нас была растворимая картошка-пюре). Спор разыгрался не на шутку. Видимо тема еды для нас в походе была одной из главных. Все, слава Богу, закончилось миром. Души всем смягчила горячая кортошечка-пюре, а после ужина у костра мы с Андреем, достав ремнабор, починили свои кошки. Ну и как полагается по закону подлости, оказалось, что кошки нам больше не понадобились.

12 марта. Ночью было тепло, на улице с утра -10. Позавтракав кашей и собравшись, путь дальше. Сначала по реке Яман-Гол, затем перевалили через гору и спустились вниз к слиянию двух рек: Ара-Ошей и Ара-Хубыты. Реку Ара-Хубыты, по которой мы пошли дальше, присыпало местами снегом, поэтому мы решили не надевать кошки, а идти просто в бахилах. В этот день, как мне показалось (и не только мне), некоторые не шли, а просто бежали по реке, поэтому группа порядочно растянулась. Весь день мы шли пешком, поднимаясь вверх. Пройдя большую часть пути, увидели огромную наледь на реке. Красиво. Вообще и до этого часто на нашем пути встречались причудливой формы наледи (запомнилась одна наледь в форме полусферы). Также этот день памятен мне тем, что я свалился в воду)) Ничего страшного, под воду я не ушел, а просто  плюхнулся в воду, бежавшую по льду реки. В этом месте её было довольно много, почти по щиколотку. Запомнилось, что упал именно в тот момент, когда начал думать о том, как мне неохота после похода идти на работу, в общем, о плохом. Мысль материальна!!!))) Мокрую одежду сразу сковало на морозе. Благо замочился я немного. До стоянки, которая была на берегу реки Баром-Гол на границе леса, из-за высокой скорости ходьбы дошли мы часам к трём. Снега на месте оказалось много, поэтому пришлось потрудиться, чтобы расчистить место для стоянки. Температура к вечеру опустилась до -20. Но это не помешало нашей группе, после съеденной на ужин бурдамашки, пребывать в хорошем состоянии духа и несколько часов петь песни у костра перед сном. Ночью температура около -30.

13 марта. Знаменательный день!!! Последний перевал, спуск к развилке, Галин День Рождения!!! Круть!!! Также в этот день мы с Галей были дежурными. Встав пораньше, долго провозившись, наконец-то развел костер. На термометре -25. Развезти костер помогла сухая трава Сагандали. Как только костер более менее разгорелся, выскочив из палатки, к костру прибежали Андрей и Алексей. Сняв обувь, они чуть ли не в костер начали совать свои ноги. Для них, и не только для них, эта ночь оказалась одной из самых холодных. У ребят ночью замерзли ноги, а у Андрея вообще побелели пальцы на ногах, и как оказалось, они уже часа два, лежа в палатке, ждали костра. После того как Андрей и Алексей отогрели свои ноги, а мы с Галей приготовили завтрак, начал вылазить народ из палаток и по очереди поздравлять Галю с Днем рождения.

После того, как все позавтракали и собрались, мы спустились с горки, на которой была наша стоянка, на реку, надели лыжи и пошли. Часа через три подобрались к перевалу. Вот он! Совсем немного осталось! Еще чуть-чуть и мы перевалим через него, а дальше вниз, вниз, вниз))) домой, домой, домой))) Сняв лыжи, где-то через час мы покорили  некатегорийный перевал Хубыты (хотя зимой его категория сложности 1А). Фото. Бегом вниз. Кайф!!! Вечером должны быть у развилки))

Спускались пешком, было много снега (где-то по колено). Часа через 2 обеденный перекус. Далее еще часа 2 до места, откуда уже была видна долина. Спустились немного вниз до границы леса. Чуть отдохнули, продолжили спуск. И вот мы спустились с Тункинских Гольцов, а часа через полтора мы добежали до развилки!!! Аааааа!!! Мы это сделали!!! Мы молодцы, это точно!!!))) На развилке мы встретили еще одну группу, состоящую, по-моему, из 5 человек (одна женщина), всем лет по пятьдесят. Они собирались погулять по отрогам недельку. У этой группы была с собой печка. От группы мы также узнали, что до нас в долине прошел ураган, оставив Нилову Пустынь без света, и что после нас, где-то через два дня, на перевале Шумак тоже была непогода. Да с погодой нам повезло!!! Спасибо Духам Гор!!! Ощущение счастья стало больше после того, как я посмотрел на группу, для которой поход только начинался. Для нас все трудности уже позади!!! Ура!!!

Достали закладку и начали готовить ужин. Помогали все, так как ужин был праздничный, день рожденьченский. Галя начала делать праздничный торт из орехов, обломков печенья, изюма, сгущенки и топленого шоколада. На ужин приготовили макароны с сыром))) Итак, часа через полтора было всё готово, и наполнив свои кубки победителей, мы поздравили Галю с Днем Рождения. Галя, с Днем рождения!!!))) Дальше мы достали наконец-то первый раз после источников гитару и начали праздничный концерт. Песни вначале заказывала Галя. После концерта, народ все еще требовал музыки, и поэтому исполнение песен продолжилось акапелло по очереди то в одной, то в другой палатке. Класс!!! Шикарный день!!!)))

14 марта. Встали поздно. Все выспались. За бортом наши родные -25. Не спеша, приготовили завтрак, сделали замечательную фотосессию, собрались и по готовности небольшими группами, мегарастянувшись, двинулись до сухой речки, откуда начинался наш путь. Чем дальше спускались вниз, тем больше ощущалась весна. Видно было, что снег уже прилично стаял, теплый ветер, солнце))) Мы, как всегда, шли последними. Почти добравшись до сухой речки, встретили Андрея, который бегал с котлом и искал снег, чтобы натопить его и приготовить ужин. Дойдя до самого навеса, узнали, что на градуснике на солнце +17!!! Народ развесил, где только мог, свои вещи и спальники для просушки. Кто-то играл в карты, а кто-то просто лежал на коврике и грелся на солнышке. Саня и Антон от нечего делать соорудили огромный турик (аккуратно сложенные пирамидкой камни на туристской тропе). Руковод остановил мимо проезжавший мусоровоз, представлявший собой фургончик с прицепом,  и договорился с водителем, что он нас завтра заберет отсюда и довезет до Ниловки. Ничего не подумайте, мы не в бачках для мусора должны были ехать), мусоровоз возил на свалку в прицепе всякий хлам.

Мы тоже развесили свои вещи, а я даже успел пощеголять немного в одних сланцах и штанах. Правда, как только солнце становилось все ниже и ниже, термометр стал показывать все более отрицательную температуру. А ночью, как и полагается, было опять двадцать пять)))

15 марта. Позавтракав и собравшись, ждали мусоровоз, насчет которого вчера договорился наш руковод. Не дождавшись машины, пошли пешком. Пройдя километра 2, у свалки увидели наш дорогой мусоровоз))) Остановили его. Как оказалось, водитель собирался ехать за нами. Погрузили рюкзаки в прицеп, сами утрамбовались в фургончик и с ветерком долетели до Ниловки. В Ниловке в одном из санаториев наш руководитель договорился о двух меганереальных номерах с телевизорами и душем. Все это удовольствие стоило по 300 рублей с человека. Какое это было счастье!!! Не передать словами. Распределились по комнатам, вспомнили, как выглядит чудо техники – телевизор, и как это круто — теплый туалет, посмеялись над своими обгоревшими рожами в зеркале, после того как отмыли незагоревшие части лица))), переоделись и пошли кутить по поселку))) Нашей целью был, конечно, магазин! Ну и еще хотелось попробовать народное бурятское блюдо — позы. Это что-то наподобие мант, только с рубленым мясом, а некоторые говорили, что они должны быть из медвежатины. Зашли в местное кафе, в котором был магазин. Заказали себе поз и начали пировать))) В общем, позы оказались обычными мантами на вкус, но, несмотря на это, они все равно казались нам верхом творения поваров и мечтой для гурмана. После пира закупили продукты на праздничный ужин в честь окончания похода. Придя в санаторий, наш ожидал предел мечтаний — душ с горячей водой!!! Вечером собрались в одной комнате на праздничный ужин: чойсы, колбаса, консервы, хлеб. Подводили итоги, говорили какие мы молодцы, что преодолели такой нелегкий путь, радовались на полную катушку)))

Перед сном нам разрешили поиграть в бильярд и настольный теннис. Спалось, конечно, шикарно)))

16 марта. С утра, как только мы встали, пришел Олег и, удивившись, что у нас все кровати заняты, рассказал, что у них в комнате есть свободные кровати — народу лучше спалось на полу в родных, уже сросшихся с их кожей, спальниках))) Позавтракали, собрались, пришел микроавтобус с водителем, который вез нас сюда, групповое фото на память и в путь. Часа через 4 были в Слюдянке. Перед вокзалом заехали на рыбный рынок и накупили омуля (без этого никак). На вокзале нам пришлось часов 6 ждать поезд. Купили байкальских сувениров, а на оставшиеся деньги еды в дорогу, поэтому пришлось ограничиваться в основном чойсами и хлебом. Прибытие поезда. Дорога домой.

18 марта. Привет, родной Омск!!! Родители, родственники, друзья встречают на перроне, прощаемся. Жалко расставаться, но ничего не поделаешь. До новых встреч друзья, до новых походов!!!

Спасибо всем ребятам из нашей группы за отличную компанию!!! Мы молодцы!!! Отдельно хочу поблагодарить нашего руковода Антонова Александра, за то, что сводил нас в этот замечательный поход!!! А также большущее спасибо ребятам, которые, на вокзале в Слюдянке, когда мы уже возвращались обратно, положили мне (и еще нескольким людям) камешек килограмма этак на 2, пока мы ходили за продуктами в поезд. А я все думал, неужели так много весит омуль, который мы везли домой. Обнаружил я камешек только когда разбирал вещи. Это мой самый дорогой сувенир из похода!

P.S. Еще до похода, когда нас только заманивали в это нелегкое путешествие, руковод говорил, что, сходив один раз в зимний поход, ты обязательно захочешь туда еще раз сходить. После нашего зимнего похода больше мне туда не хотелось. Вспоминались  только холод, усталость и клаустрофобия) И я уже почти полностью утратил веру в слова руководителя, пока случайно летом не наткнулся на ролик в YouTube под названием «Однажды в Саянах», снятый парнями, ходившими в прошлом году почти по тому же маршруту, что и мы, только в обратном направлении и также в начале весны. После просмотра этого видео, все нерадостные воспоминания стерлись из моей памяти, оставив место только хорошим воспоминаниям, и мне захотелось опять в зимний поход) Прав все-таки был руковод!!!)))

3 комментария к сообщению: “Восточные Саяны 2011. Шумакские источники — Блог Данилы Третьякова”

1. Pavel:

Данила, хороший рассказ о том, как это было.
    Возможно, у кого-нибудь после прочтения статьи возникнет желание тоже проверить свои возможности и попробовать сходить…
    Возможно, кто-то, имеющий весомый походный опыт, вспомнит свои маршруты и, может, слегка усмехнётся с мыслью «ваш поход не под стать нашим, разве это сложный и насыщенный маршрут…» :-D, а может, просто где-то в глубине души порадуется за то, что всё новые и новые люди стремятся за впечатлениями и чувствами, которых здесь нет…
    В любом случае, большинство из тех, кто сходил один раз, обычно идут и во второй, и в третий, и так далее… ;-) Так что ждём статью о твоём очередном походе куда-нибудь… Ну, например, на Северный полюс! :-)

2. tatyana:

Прочитала на одном дыхании. Представила себя в этом походе, наверное не выдержала бы холода.Фотографии классные, наверное » все это через не могу» стоит той красоты.Я за летние походы без тяжелых рюкзаков!

3. Galinka:

«девчонки, узнав, что мне нехорошо, подняли ор» ))) Спасибо нашей Кате)) она у нас словом лечит, так сказала, что моментально все прошло))

Вы должны войти чтобы добавить комментарий.